
Что такое Национальная Платформа сообщества директоров
Пандемия 2020 года показала, насколько уязвим российский бизнес — и подтолкнула профессионалов-управленцев к новым нестандартным решениям. Об одном из таких решений — национальной Платформе сообщества директоров рассказывает инициатор ее создания — Валерий Лукин, в недавнем прошлом руководитель крупнейших отечественных промышленных предприятий, а сегодня — независимый консультант по антикризисному управлению и реструктуризации бизнеса

За вашей идеей по созданию Платформы сообщества директоров наверняка стоят проблемы, с которыми сталкивается бизнес. Почему у предприятий рано или поздно возникает потребность создания коллегиальных органов управления?
Россия — яркий пример страны с абсолютно нестабильными условиями ведения бизнеса, поэтому собственники и акционеры часто нуждаются в независимой экспертной оценке ситуации. Бизнес заинтересован в инвесторах, а инвесторы — в прозрачной и прогнозируемой системе управления, как правило, включающей коллегиальные органы: советы директоров, экспертные и наблюдательные советы. В российских банках, например, сложилась практика при выдаче кредитов отдельным группам заемщиков вводить в их советы директоров своих сотрудников для контроля за активами и соблюдения интересов кредитора.
Поводы для создания советов директоров разнообразны. В качестве формальных причин можно назвать подготовку компании к размещению IPO, выполнение требований биржи после публичного размещения акций или исполнение закона о необходимости наличия совета директоров в акционерных обществах с госучастием.
В качестве причин, продиктованных логикой развития бизнеса, я бы назвал необходимость привлечения «третьей силы», когда независимые члены совета директоров выступают в роли «нейтральных игроков» при решении вопросов стратегии развития бизнеса. Наличие такой силы зачастую приводит к более выверенным решениям. Кроме того, таким образом бизнес относительно недорого получает экспертов-менторов, имеющих серьезный опыт и даже личные связи по интересующему акционеров кругу вопросов.
В качестве личных причин можно назвать желание собственников отойти от дел или подготовить бизнес к такому решению. В таком случае на совет директоров может возлагаться функция контроля за исполнительными директорами.
Вы занимали должность топ-менеджера в «Альфа Банке», в структурах АФК «Система» и других крупных бизнес-структурах. В чем, по вашему мнению, проблема укомплектования специалистами коллегиальных органов управления?
Достигнув профессиональных вершин, управленцы чаще всего выбирают одну из трех стратегий. Одни продолжают активно работать в бизнесе — они, как правило, не имеют времени и мотивации для участия в работе других компаний. Другие уходят из активного бизнеса в личные проекты через участие в капитале компаний или приобретение отелей, ресторанов и аналогичных непрофильных активов. Какая-то часть становится рантье. Несмотря на исключительно высокую рыночную стоимость своего труда, часто они готовы за сравнительно небольшие деньги активно участвовать в развитии интересных для них проектов. Но относительно свободные эксперты и рантье обычно не предают огласке свою заинтересованность в самореализации через участие в коллегиальных органах управления других бизнесов, поэтому найти таких заинтересованных специалистов и сделать им предложение проблематично.
Какие основные требования предъявляются к кандидатам в совет директоров?
Решающее значение имеет доверие к кандидату акционеров или иных бенефициаров бизнеса, основанное на личном опыте взаимодействия с конкретным профессионалом или его деловой репутации в бизнес-сообществе. По моему опыту, кандидатов ищут среди руководящих сотрудников своих же предприятий, выбирают из списков личных и деловых контактов бенефициаров бизнеса, доверенного кадрового агентства либо проверенного хедхантера. При комплектовании «формальных» советов директоров (например, для дочерних компаний) это может делать HR-офиса акционера или управляющей компании.
Как придуманная вами платформа поможет решить перечисленные проблемы?
Идея в том, чтобы создать национальную платформу сообщества директоров для соединения запросов собственников бизнесов по формированию коллегиальных органов управления и предложений экспертов, которые хотят эффективно участвовать в работе советов директоров и экспертных советов бизнесов. Платформа позволит привлекать в качестве членов советов директоров экспертов, услуги которых при полной занятости обошлись бы в разы дороже. Политика вознаграждения членов совета директоров у разных компаний различается, но в большинстве случаев среднегодовое вознаграждение, которое выплачивает бизнес с выручкой более 2 миллиардов рублей в год, лежит в диапазоне 5–15 миллионов рублей в год.
Похожие платформы уже существуют? И если да, чем отличается ваша?
Полноценной платформы такого типа в стране нет. Я знаю семь публичных сообществ директоров, которые играют роль закрытых клубов, и большинство из них так или иначе аффилированы с какими-то организациями. Это хорошие и правильные организации, но разрозненные, с собственными базами клиентов и экспертов, к тому же, конкурирующие между собой, да еще и с хедхантерами. Говорить о высокой эффективности и привлекательности для собственников бизнесов и массовом присутствии в них экспертов высокого уровня пока не приходится.
Кто войдет в базу данных платформы директоров?
Среди участников проекта я вижу действующих и бывших генеральных директоров крупных предприятий, их заместителей по стратегическому развитию, экономике и финансам, закупкам и продажам, HR и IT. Вне всякого сомнения, в базу данных должны войти бывшие и действующие первые лица банков и их заместители, руководители дирекций и департаментов крупных банков по клиентской и кредитной работе, а также руководители служб внутреннего аудита крупных предприятий и холдингов и эксперты с опытом руководящей работы в органах госуправления субъектов федерации и крупных городов.
В числе основных требований к кандидатам — опыт работы на руководящей должности в крупной компании не менее десяти лет или в должности первого лица бизнеса не менее пяти лет. Наличие международного сертификата директора или рекомендаций от двух директоров, имеющих такой сертификат. Опыт работы в коллегиальных органах управления не менее пяти лет.
Предполагается, что утвержденные кандидаты будут группироваться по имеющимся отраслевым и функциональным компетенциям, размеру предполагаемого вознаграждения и, возможно, территориального присутствия. Администрация платформы будет обязана удостовериться в положительной репутации каждого кандидата перед его окончательным утверждением.
Я считаю, что около 5000 человек относительно свободных экспертов и рантье в России отвечают всем озвученным требованиям.
Как платформа планирует привлекать кандидатов?
Первыми участниками платформы станут эксперты, в том числе — участники рейтинга руководителей ТОП-1000, которых мы пригласим на нашу площадку. Кроме того, мы планируем сотрудничать с Росимуществом как государственным органом, регулирующим эту отрасль.
При проведении набора кандидатов важно учитывать, что советы директоров формируются раз в год и имеют календарные этапы избирательного процесса, а также иметь в виду естественный скепсис экспертов-кандидатов и бенефициаров бизнесов на стартовом этапе. Для успешного запуска проекта необходимо будет привлечь нескольких российских публичных и медийных экспертов-амбассадоров с именами национального масштаба и позитивной международной деловой репутацией. Я предполагаю, что в первые пять лет после запуска в базу данных платформы войдут более 2500 экспертов.
Какие у вас планы по продвижению проекта?
Будем рассказывать о платформе на профессиональных конференциях и форумах, в СМИ, плюс, конечно, личные контакты. Очень важно наладить сотрудничество с заинтересованными государственными ведомствами, «Большой четверкой» аудиторов и ведущими международными консалтинговыми компаниями, крупнейшими российскими и международными инвестиционными банками, хедхантерами и сообществами HR директоров. Многое будет зависеть от амбассадоров, о которых я говорил выше.
Как заинтересованный бизнес сможет получить доступ к платформе? Будет ли она публичной или все-таки закрытой?
Доступ, однозначно, — публичный и бесплатный. Бизнес сможет получить доступ к кандидатам, пройдя небольшую регистрацию, — нужно будет указать идентификационный номер налогоплательщика, общую информацию о предприятии и, конечно, требования сотруднику и размер его вознаграждения. После — представитель компании увидит список из подходящих кандидатов и, если у компании и соискателя возникнет взаимный интерес, они смогут связаться уже лично — в Телеграм, Zoom и т.д.
Как будет обеспечена деятельность платформы — на чем проект будет зарабатывать?
Платформа будет функционировать, во-первых, за счет членских взносов от экспертов, во-вторых — юридических лиц, которые будут платить за помощь в найме кандидата, в-третьих — процентов от экспертов, получивших работу с помощью нашего проекта (например, 5% от годового вознаграждения).
Кроме того, в качестве будущих источников дохода я вижу корпоративные контракты с банками и холдингами на регулярный подбор кандидатов, организацию платных консультаций с любым кандидатом (по аналогии с телемедициной) и т.д.
Когда заработает платформа?
Предстоит большой объем работы, как организационной, так и технической. Например, работа IT-специалистов по созданию и отладке программного обеспечения. По моим оценкам, тестовую версию мы сможем запустить к лету 2022 года.
Тогда остается только пожелать удачи не только вам, но и всему российскому бизнес-сообществу, для которого запуск вашего проекта, безусловно, станет важным знаковым событием.
Беседовала Ольга Обыденская