
Поддержка и вдохновение: что дают современные бизнес-клубы

Первые закрытые бизнес-клубы появились в Лондоне в XVII веке и постепенно стали обязательным атрибутом светской и деловой жизни, их количество росло по всей Европе. Членство давало почти безграничные возможности — ведь именно здесь обменивались последними новостями, знакомились, заключали сделки, а зачастую принимали решения, влияющие на судьбу мира. В России в XVIII появился Английский клуб — закрытое сообщество для московской знати. Вступить в него могли только избранные представители дворянства — по уставу в клубе могло быть не более 300 членов.
Современные российские деловые сообщества объединяют гораздо больше людей, при этом, конечно, ориентируются не на происхождение, а на успешность и схожие интересы участников. Хотя модель общения внутри клуба не сильно изменилась — нетворкинг, обсуждение волнующих вопросов, обмен опытом, тематические встречи предпринимателей — все это открывает широкие перспективы как для ведения дел, так и для личного роста. Один из первых современных закрытых клубов России ClubFirst объединяет лидеров бизнеса и позволяет не только выстраивать и укреплять деловые отношения, но и поддерживает увлечения участников, помогает им найти и раскрыть себя.

«Я в клубе уже лет семь, был в первой сотне, а сейчас участников больше тысячи — рассказывает Максим Неретин, учредитель и управляющий партнер Aurora Group. — Вообще сегодня бизнес-клубы очень популярны, их довольно много. ClubFirst — был одним из первых, как и положено с таким названием. В основе — формат форума, это своего рода ДНК Клуба — группа из 8–10 человек. Участники встречаются примерно раз в месяц плюс-минус одним составом и обсуждают важные для одного из представителей идеи или ситуации. Таким образом, проблемы выносятся на обсуждение людям с релевантным, но индивидуальным опытом. Важная поправка — советовать нельзя, позиция “сверху” рушит доверие и нарушает основной принцип сообщества: форум — территория равных. Поэтому делиться своими инструментами, ресурсами, мыслями и опытом можно, но исключительно в горизонтальных отношениях. Бесспорно, у форума есть и психотерапевтический эффект: открытое обсуждение волнующих тем в комфортной обстановке полезно всем».

В ClubFirst ежегодно проходит более 800 мероприятий в онлайн и офлайн-форматах и более 1000 форум-встреч. Новое окружение и интересные впечатления помогают участникам переключиться, дают мотивацию, вдохновение, энергию и инсайты для бизнеса.

«Первоначально я это воспринимал скорее как интересный формат общения с партнерами из бизнес-среды, — говорит Дмитрий Цыпин, совладелец сети магазинов «Четыре лапы». — Сейчас отношусь к встречам в клубе не столько как к нетворкингу, сколько как к среде, в которой рождаются решения, влияющие на развитие компаний. Бизнес-вопросы гораздо эффективнее решать, находясь в атмосфере, где участники объединены целью развиваться и расти в бизнесе. Самым важным форматом считаю форум, ведь его участники — представители разных сфер бизнеса. На таких встречах полезно взглянуть на свою компанию под другим углом, поделиться своим опытом. Это помогает выйти из операционного туннеля и посмотреть на бизнес с более высокой перспективы. Форум собирает тех, кто действительно делает рынок, и разговор там — не про формальные тренды, а про настоящую реальность, с которыми мы все сталкиваемся. Это создает очень высокий уровень доверия».


Однако сфера интересов участников ClubFirst не ограничивается профессиональными победами и влиянием на общество — образование, спорт, искусство, понимание собственной миссии и желание ее выполнить для них необходимость. Поэтому особенно важно общение в группах по интересам. Реализация в творческих направлениях приносит бизнесменам не только удовольствие, но также способствует саморазвитию, помогает наращивать управленческий потенциал. Доверие, открытость и вдохновляющее безоценочное общение — основа взаимодействия участников Клуба и «топливо» для делового и личностного роста.
«В расписании клуба колоссальное количество мероприятий и разного рода “групп по интересам”: теннис, философия, литература, искусство, туристические поездки, путешествия и так далее. Иногда проходят общеклубные встречи, нацеленные на налаживание связей и формирование новых знакомств. И это очень интересно! Сотрудники помогают, они понимают кто с кем и на каком основании может сойтись — представляют друг другу, так что круг общения расширяется быстро и комфортно. После таких мероприятий удивляешься — каких только увлечений нет у людей и какие необычные бизнес-идеи реализуются, в голове не укладывается. К тому же клуб может оказать поддержку в сложных ситуациях, в частности, в экстренных: когда твое окружение — тысяча состоявшихся людей, то количество и качество их связей впечатляет. По сути, это одно рукопожатие до кого угодно. Таким образом, членство здесь — это еще и ценный ресурс», — делится впечатлениями Максим Неретин.

Расширение круга тем, которые обсуждают участники бизнес-клуба происходит не случайно. В современном обществе представление о предпринимательстве меняется. Если раньше оно было связано в большей степени с коммерческими интересами, то теперь вышло за их пределы. Можно сказать, что бизнес сегодня — это особый вид экономического творчества и один из способов эмоционального объединения людей. В частности, увлечение искусством дает практический эффект — помогает улучшить креативность, аналитическое мышление и эмоциональный интеллект бизнесменов, что способствует более успешному ведению дел.
Искусство также помогает лучше понимать потребности клиентов, развивать корпоративную культуру и формировать положительный имидж бренда. Современные исследования показывают, что 85% решений о покупке потребитель принимает, ориентируясь на то, что он чувствует в связи с продуктом или услугой, получает ли эстетическое удовольствие, и только в 15% случаев — на основе осознанной и рациональной оценки качества и функциональности товара.
«Важен акцент на создании отдельных сообществ внутри клуба. Это дает возможности для встреч и общения участников за его пределами. Много единомышленников, с которыми можно не только обмениваться мнениями, но также разделить хобби и увлечения — благодаря этому ClubFirst становится ценной площадкой. Для меня важно, что в рамках клуба регулярно проходят визиты в галереи современного искусства, в том числе на закрытые или камерные мероприятия. Организовываются приоритетные посещения ярмарок Cosmoscow и Blazar — в первые дни или даже до открытия. И все это — с участием экспертов и известных галеристов.


Искусство учит мыслить многослойно. Умение видеть за формой содержание, а за содержанием — контекст, напрямую перекликается с управленческими задачами. Это навык, который позволяет принимать более взвешенные решения в современных условиях и высокой динамике. Для меня успех начинается с мысли, но реализуется только через дело и закрепляется словом. Успех не может быть случайным — он всегда вырастает из идеи, из внутреннего понимания, куда ты хочешь прийти и какого результата добиться. Мысль — это стратегия и видение желаемого результата. Работа, личные увлечения, взаимодействие с сообществом ClubFirst — не изолированные элементы, а скорее интегрированная структура — гибкая, но упорядоченная, где все компоненты дополняют друг друга. Такой подход позволяет находить баланс и сохранять устойчивость, двигаться вперед и достигать поставленных целей», — комментирует Дмитрий Цыпин.
В ClubFirst широкий диапазон объединений по увлечениям: от яхтинга и футбола до литературного клуба и игры в Го. «Внеклассные занятия» помогают наладить дружеские связи с единомышленниками, повысить уровень психоэмоционального комфорта и удовлетворенности, снять стресс. Участников объединяют общие ценности, здесь они обмениваются смыслами и знаниями, вдохновляют и поддерживают друг друга на раскрытие себя в новых ролях.

Самые активные представители тематических направлений, которые уже стали не только экспертами в предпринимательстве, но и в своем хобби, становятся амбассадорами — лидерами клубной жизни. Так, Дмитрий Цыпин проводит встречи ценителей изобразительного искусства.
«Изначально, как и у многих, мой интерес к живописи начался с классики. Она развивает эмоциональный интеллект и умение анализировать. Современное искусство пришло позже, но быстро стало важным элементом личной и профессиональной среды. Ведь оно говорит на том же языке, на котором думает бизнес: языке риска, эксперимента, вызова, скорости и идеи. Мое увлечение вполне зримо реализуется и в бизнесе: например, в 2024 году на территории завода «Петэксперт» мы провели первый фестиваль «Арт-Елец», который объединил художников, партнеров и региональное сообщество. Мы захотели совместить утилитарную производственную площадку и современное искусство — и это получилось. Теперь фестиваль проходит ежегодно, на один день площадка завода становится арт-пространством под открытым небом — наш вклад в развитие социальной среды и культурного кода региона», — рассказывает Дмитрий Цыпин.
Максим Неретин вместе с другими предпринимателями создал рок-группу, а теперь курирует музыкальный проект для детей и подростков в рамках ClubFirst Teens:
«Мне кажется, что музыка выбивается из того набора привычных характеристик, которые люди представляют, когда речь идет о серьезном бизнесе. Хотя я практически всегда играл на инструментах, коллекционировал винил, много всего слушал, но именно в последние три года тяга к творчеству возросла. В один момент огляделся и понял, что у моих бизнес-партнеров тоже есть музыкальный опыт: кто-то играл на бас-гитаре, кто-то — на барабанах. В качестве хобби мы создали группу. Так как все люди занятые, наняли художественного руководителя, который бронировал репетиционные комнаты, помогал с организацией и подбором произведений, с их разбором. Группе уже десять лет, и мы неплохо развились, раньше регулярно давали концерты в Hard Rock Cafе на Старом Арбате. Постепенно из этого родился ежегодный благотворительный вечер для участников рынка недвижимости, где все выступали сами — никаких приглашенных звезд, все вырученные деньги направляли на лечение детей.

Этот исполнительский опыт и подтолкнул меня предложить ClubFirst запустить подростковый музыкальный проект в рамках ClubFirst Teens, идею поддержали, чему я очень рад, и теперь меня называют вдохновителем этого направления.
Я счастлив, что мое понимание и видение подтвердились: когда у детей есть цель, дата предстоящего концерта — это очень мотивирует, заставляет заниматься и расти. Сейчас у нас две группы, они активно развиваются и уже начали выступать. В моем понимании то, что мы делаем с ребятами из клуба — альтернативный вариант музыкального образования. Традиционно, детские занятия музыкой сводятся к школе искусств со стандартным подходом и набором предметов, которые ребенком воспринимаются как обязательства. Обучение направлено на перспективы: вот сейчас несколько лет позубри и тогда, наверно, сможешь что-нибудь сыграть. А детям хочется сразу играть то, что нравится, что они слушают. Когда четверо или пятеро подростков собираются, делят партии и совместно репетируют то, что им по сердцу — результат получается замечательным. Уже после минимального количества занятий дети исполняют полноценную музыку. Основная наша идея — учиться не через обучение, а через желание создавать музыку. С детьми регулярно занимаются профессиональные музыканты, которые помогают им разобрать свои партии. Я появляюсь периодически, иногда приезжаю на репетиции и что-то подправляю. С детьми стараюсь быть на одной волне. Кажется, у нас есть доверие, получается очень комфортно. Наверно, я все же в позиции друга, может быть старшего брата, и художественного руководителя.
А недавно я впервые выступил в роли продюсера: мы записали музыкальный альбом в совместном творческом проекте с моей сестрой — Майей Ву. Больше года создавали альбом в сотрудничестве с известными джазовыми музыкантами — и это было удивительное удовольствие и бесспорный отдых. С высокими ритмом жизни и постоянным стрессом, музыка — оазис. Но при этом и тренажер: самостоятельные артистические выступления закаляют тебя и для других презентаций: если ты не боишься выходить на сцену с инструментом, то и перед бизнес-партнерами выступить сможешь».

Бизнес-клуб создает платформу для объединения успешных людей, обеспечивая комфортную и доверительную обстановку для обмена знаниями, идеями и опытом, интеграции творчества и бизнеса. Благодаря такому подходу участники получают уникальные возможности для дальнейшего личностного развития, укрепления социальных связей, расширения кругозора и достижения новых высот в профессиональной деятельности.
Подготовили Юлия Кравцова, Ирина Федотова