Катя Калина и Ольга Овчарова
Фото: Пресс- служба
Катя Калина и Ольга Овчарова

О формате 

У нас нет своего шоурума, мы работаем только в формате закрытых гараж-сейлов, которые проходят как светская тусовка один раз в месяц. Все сейлы закрытые: чтобы на них попасть, нужно написать в наши соцсети. Приглашение с подробными инструкциями получают первые 1000–1500 написавших, в зависимости от возможностей площадки. Поэтому, когда нам в очередной раз пишут с просьбой выслать каталог, мы вежливо объясняем, что никакого каталога нет и быть не может: ассортимент меняется слишком стремительно, мы иногда сами не знаем, что попадет к нам на распродажу завтра.

О ресторанном рынке и о том, почему закрываются заведения 

Да, сейчас не самое легкое время для ресторанов. Но помимо объективных сложностей, для многих закрывшихся проектов были и локальные причины: провальная концепция, жадный арендодатель, непрофессиональное управление. А еще мы заметили, что во время пандемии и с началом спецоперации рестораторы стали хозяйственнее, экономнее — это факт. Если раньше нам тоннами сгружали люстры Бакарра и кресла Фенди, то сейчас приходится иметь дело с сильно поюзанной мебелью — отсюда, собственно, и возникла наша декораторская школа, которую мы официально презентуем в ноябре. То, что попадает к нам в руки, просто так, смахнув пыль, продавать нельзя.

На распродаже FChairs
Фото: Пресс- служба
На распродаже FChairs

О ресторанной моде на дизайн 

Мода на дизайн, конечно, меняется. Где-то с шагом в два-три года. Лет десять назад рестораторы не жалели денег на интерьеры: привозили в Москву огромные люстры из муранского стекла и кожаные стулья Fendi по 5000 долларов каждое. А сейчас, когда о богатстве говорить стало неуместно и главная ресторанная идея последних сезонов — демократичность, все это стало никому не нужно. Люстры отправились на дачу к родственникам, стулья забыты на складе. В 2015 году мы вовсю продавали мебель нулевых: кожу, золото, хрусталь, дорогую Европу, много стульев и кресел в стиле Прованс и диваны с каретной стяжкой. Сегодня наш ассортимент по большей части лофт: бетонные столы, минималистичные диваны, мебель в скандинавском стиле. Впрочем, к этому списку в последнее время активно добавляется и то, что стоит в ресторанах прямо сейчас, например мебель midcentury. 

Кстати говоря, мы, как ресторанные люди, замечаем корреляцию между модой на продукты и модой на мебель. Рестораны задают тренды на то, что мы едим дома и чем обставляем наши дома. Вся эта мода на ягоды годжи, авокадо, северную рыбу, микрозелень, баскский чизкейк, эспрессо-тоник и флэт вайт — все это пришло из ресторанов. То же самое с мебелью и дизайном интерьеров. Домой мы приносим идеи из ресторанов. 

Об уникальных вещах, которые продавались на сейлах  

Мы распродавали мебель после чемпионата мира по футболу. Продавали реквизит после съемок исторического сериала. Гарнитур Версаче из бара «Лепс». Чего только не было за эти семь лет! К нам порой попадают настоящие раритеты. Например, мы нашли новый дом диванам легендарной ливанской марки Bokja и бархатным красным креслам с позолотой из The Most, на которых сидел Дерипаска, а кроме того, полностью — от вилок с ложками до самой последней занавески — распродали такие рестораны, как «Павильон», Door 19, «Элементс», «15 сестер», «Гюго», «Полет». Представляете, сколько сокровищ было унесено оттуда нашими гостями? Причем за самые что ни на есть смешные деньги. 

Конечно, сегодня FChairs — это не только про ресторанную мебель. Мы находимся в постоянном поиске сокровищ Али-Бабы и открыты всем формам сотрудничества: например, работаем с мебельными фабриками, которые по нашим эскизам и из наших тканей делают для нашего проекта совершенно новые вещи. 

Важное обстоятельство в этом сюжете — цена: любая попавшая к нам мебель в конечном итоге не должна стоить дорого — это часть нашей концепции. Ручное управление бизнесом и то, что все в сущности построено на личных связях, договоренностях и честном слове, позволяет нам привлекать в проект симпатичных нам людей: пенсионерок, которые вяжут из искусственного ротанга фантастические в бельгийском стиле кашпо, ребят, которые печатают на тканях и шьют из них подушки, делают свечи из кокосового воска, льют горшки в виде головы Давида и бюста Венеры, возят ковры из Дагестана. Нам нравится этот вещизм, за которым всегда стоят очень интересные люди и истории.

О покупателях, которые приходят на распродажи FChairs

Наши люди — модные, позитивные, веселые, открытые: им важно не просто сэкономить, им важно найти что-нибудь уникальное, что больше не купишь нигде и никогда, и в этом смысле мы друг друга отлично понимаем. Нам важно, чтобы людям, которые к нам приходят, было комфортно и весело, и чтобы мебель, которую мы продаем, им нравилась. Поэтому мы находим и оформляем интересную площадку, составляем модный плейлист к каждому сейлу, угощаем народ игристым вином. И им нравится! На одной из распродаж к нам подошла красивая пара и поблагодарила за то, что мы каждый раз открываем для них другую Москву, устраивая распродажи в местах, о существовании которых они — коренные москвичи — даже не подозревали. Поэтому за годы работы у FChairs появилось много поклонников, которым уже не нужна мебель и которые приходят к нам за хорошим настроением. Поболтать, поглазеть, выпить.

У нас есть постоянные покупатели — рестораторы, которым в силу разных причин удобнее покупать мебель не друг у друга, а через нас, и обычные домовладельцы. Одна наша гостья полностью меблировала свой трехэтажный дом на Рублевке бэушной ресторанной мебелью, смешав стили, цвета, фактуры — получилось очень стильно. За несколько лет она купила у нас около 60 предметов мебели. Мы уже и забыли, откуда что, а она все помнит и при случае напоминает: эти кресла из «Ванили», а эта голова Будды из корейского ресторана на Бадаевском.

Успех нашего проекта — в уникальном торговом предложении и необычном формате. Покупать стулья с историей гораздо интереснее, чем собирать типовую мебель из сетевого магазина. Наши покупатели хотят штучных, интересных предметов. К нам приходят дизайнеры, актеры, журналисты. Нам кажется, что время одинаковых коммунальных решений безвозвратно прошло. Все ищут себя, хотят подчеркнуть свою индивидуальность, как в одежде, так и в мебели.

Немного цифр: за семь лет Fchairs продали мебель из 3500 ресторанов, а это 3978 диванов, 5845 кресел, 5989 стульев, 12 678 столов.

На распродаже  FChairs
Фото: Пресс- служба
На распродаже FChairs

Об арт-составляющей проекта и декораторской школе 

В ноябре запускаем свою декораторскую школу — и в буквальном смысле сами начнем превращать хлам в арт-объект. Нас часто спрашивают о том, как мы к этому пришли. Когда ковыряешься в старой мебели на пыльных холодных складах (ведь, к сожалению, не все рестораторы хранят мебель так же аккуратно, как Борис Зарьков из White Rabbit Family), единственное, что примиряет тебя с действительностью, — мысль о том, во что ты превратишь этих монстров, какой тканью перетянешь, в какой цвет перекрасишь. И когда из мусора и дров рождаются единственные в своем роде шедевры, понимаешь, что копался в помойке не зря.

Нас обслуживает несколько частных мастерских, мы охотимся за тканями и фурнитурой, то есть несколько лет мы уже не просто продавцы, а еще и реставраторы, наполняющие старую мебель не только новым поролоном, но и новым смыслом. Нам нравится делать арт-объекты из старой мебели, и мы решили: а почему бы не научить этому и других? Так что FСhairs LAB — вполне естественное продолжение нашего проекта.

О планах на будущее

Нам бы хотелось развиваться вглубь, а не вширь. Мы понимаем, что по массе причин географическое масштабирование нашего проекта невозможно. Поэтому кастомная лаборатория, творческие коллаборации, возможно, собственная линейка мебели от FChairs — то, что нас ждет в дальнейшем.