Сюита «Старинные танцы»

Отец начал работать над этой сюитой в 2000 году — часть из неё вошла в спектакль Адольфа Шапиро «Кабала Святош» во МХАТе. В это же время Эдуард Николаевич обсуждал с Олегом Табаковым постановку, основанную на ренессансной музыке XV–XVIII веков. В принципе, названия танцев говорят сами за себя: гальярда, аллеманда, сарабанда, тарантелла, гавот… Отец написал музыку к пяти танцам из девяти, завершить сюиту не успел, но оставил много набросков; мы несколько раз обсуждали это произведение при его жизни. На то, чтобы её закончить, у меня ушло примерно полгода — главной целью было сохранить стилистику отца, по возможности ничего от себя не добавляя. В Москве сюита будет представлена впервые; до этого мы исполняли её в Новосибирске, где она была очень хорошо принята публикой — это очень живая и интересная музыка.

«Наводнение» из оперы «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» — единственная опера Артемьева. Он работал над ней с большими перерывами тридцать лет, с 1975 по 2005 год. Никита Михалков сказал ему однажды: «Эдуард, ты гениальный композитор, но если бы ты был женщиной, ты бы всегда ходил беременной», — имея в виду количество киномузыки, над которым отец работал. С идеей оперы к Артемьеву изначально обратился Андрон Кончаловский, но отец сказал: «За Достоевского не возьмусь, страшно». В итоге Кончаловский вместе с Марком Розовским и поэтом Юрием Ряшенцевым его всё же уговорили — и в 1975 году он написал первую «Арию шарманщика». А дальше у него опять начался бесконечный поток киномузыки. И, возможно, отец эту оперу никогда бы не закончил, если бы в начале 2000-х Кончаловский не сказал ему: «Посмотри в зеркало: время идёт. Дальше — внуки, кино, награды, концерты — на оперу времени точно не будет». В итоге папа отложил все заказы и полтора года работал только над «Преступлением и наказанием» — с утра до ночи. В 2005 году опера была написана и издана на двойном компакт-диске. Возможно, даже к лучшему, что она создавалась так долго: «Преступление и наказание» впитало в себя много стилей — рок, симфоническую музыку, стрит-мьюзик, фолк, бардовскую песню, электронику. Ну а «Наводнение» — это, пожалуй, эмоциональный пик всей работы.

«Парижские встречи» из к/ф «Герой» (реж. Ю. Васильев)

Это достаточно нехарактерная для Артемьева вещь, потому что вообще-то французскую музыку — шансон, Эдит Пиаф — он не любил, считал её легкомысленной. Он слушал прогрессивный рок, сложную музыку: Yes, King Crimson, Gentle Giant, любил электронику — Клауса Шульце, Брайана Ино и так далее. Но в этой военной драме некоторые эпизоды происходят в Париже, поэтому у отца получилась такая лёгкая и красивая композиция с французским флером, такой street music с саксофоном. На концерте её вместе с оркестром исполнит певица Екатерина Артемьева, внучка Эдуарда Николаевича.

«Марш дураков» из к/ф «Дом дураков» (реж А. Кончаловский)

Для титров трагикомедии Кончаловского о пансионате для душевнобольных, в котором постояльцы остались без докторов и администрации, папа написал весёлую и жизнерадостную тему, явно отсылающую к творчеству постоянного композитора Феллини Нино Роты. Папа говорил, что Кончаловский был более требовательным заказчиком, чем Михалков — у него за плечами была Московская консерватория по классу фортепиано. Для саундтрека к фильму «Грех» он попросил Артемьева дописать неоконченный реквием Верди — причём так, чтобы это звучало точь-в-точь как у итальянца. Эдуард Николаевич с этим блестяще справился — когда слушаешь эту тему, ты не можешь понять: это Верди или Артемьев. Мы представим её на одном из будущих концертов.

«Говори со мной» из к/ф «Каждый вечер в 11» (реж. Самсон Самсонов)

Режиссёр Самсон Самсонов, можно сказать, привёл отца в кино. Первой их совместной картиной стал фильм «Арена» 1967 года — драма о цирковой труппе в оккупированном нацистами городе. Причём первоначально Эдуарда Николаевича туда пригласили не как композитора, а как актёра — он должен был сыграть тапёра. Он сыграл несколько своих произведений на площадке, они Самсонову понравились, и в итоге Артемьев написал музыку к фильму. Песня «Говори со мной» была записана для следующей картины Самсонова — мелодрамы «Каждый вечер в одиннадцать», и изначально исполнялась оркестром ВИО-66 Юрия Саульского. Это вещь, очень характерная для оттепельной эпохи — лиричная, элегантная и трогательная. На концерте в ММДМ её исполнят дуэт Екатерины Артемьевой и Андрея Лефлера.