Елена Север
Елена Север Фото здесь и далее: пресс-служба «Русской Медиагруппы»

Как вы лично воспринимаете значение премии BraVo для российской музыкальной индустрии?

Это уникальный творческий проект, который призван объединить здесь в Москве, на главной площадке страны (Исторической сцене Большого театра) талантливых артистов, музыкантов, дирижеров, импресарио из разных стран. И вот уже который год подряд Премия BraVo входит в календарь самых значимых событий в международной культурной жизни и, в частности, в области классической музыки. Мы раздвигаем границы общения и развиваем гуманитарные связи на всем евразийском пространстве.

Вы певица, актриса, телеведущая и менеджер. Есть ли номинация, в которой вам самой хотелось бы когда-нибудь участвовать — не как организатору, а как лауреату?

Первые три ипостаси, которые вы перечислили, вряд ли могут иметь отношение к премии BraVo, которая присуждается в области классического искусства. Хотя, надо напомнить, что вначале было две премии, и в эстрадном искусстве тоже. Однако я не могу сказать, что мечтаю увидеть себя в роли лауреата. Ведь мы работаем не за награды. Конечно, приятно, когда твои труды имеют подобные высокие оценки. Но их выставлять нам должны зрители, а не мы сами себе.

И еще раз подчеркну, что на BraVo приезжают только звезды мирового масштаба в области классической музыки и только самые известные и самые востребованные артисты, билеты на концерты которых очень трудно достать.

Джон Траволта и Елена Север
Джон Траволта и Елена Север

Как вы считаете, что сегодня важнее для артиста — искренность или продюсерская стратегия?

Вопрос непростой, потому что искренность в исполнительском искусстве, как и в любом другом, просто необходима. Без нее у зрителя или слушателя не вызвать эмоций. Поэтому «или» я бы убрала. А что касается стратегий, то все мы разные. Например, есть артисты, которых нужно постоянно подталкивать, чтобы они лишний раз порепетировали или не ленились участвовать в рекламных кампаниях. Другие же сами пробиваются и без стратегий. Но любой продуктивный артист, пусть даже на него очень высокий спрос, должен постоянно приумножать свой талант и свое мастерство, чтобы масштабировать успех. И здесь снова дилемма: он сам сможет справиться или ему для этого нужна помощь со стороны опытного продюсера? В любом случае некие стратегии и одиночкам-музыкантам, и находящимся под менеджерской опекой артистам, как мне кажется, очень даже нужны.

Премия объединяет представителей разных стран. Что, по вашему мнению, может сегодня объединить артистов, учитывая культурные и политические различия?

Мне кажется, трудно переоценить культурный обмен, который предлагает и наш международный форум, в том числе. Артисты из разных стран всегда рады приезжать в Россию. Их связывает не только музыка, но и возможность общения. Нельзя «вариться в собственном соку», для творческого развития нужно изучать, понимать и даже впитывать, если хотите, исполнительское мастерство и музыку разных стран и народов.

А что касается политических различий, то они мешают творческому полету. Артисты и музыканты должны быть заняты лишь своим искусством, и все ограничения, которые навязывают политиканы в разных странах, тормозят их развитие и сковывают руки истинным талантам. Объединять способна только любовь к искусству и к друг другу.

С 2015 года вы в Совете директоров «Русской Медиагруппы». Как удается совмещать управление холдингом и личную артистическую деятельность? Это два мира или одно целое?

В холдинге мы грамотно распределили ресурсы между топ-менеджерами и регулярно занимаемся непосредственным контролем работы всех структур и наших распоряжений. То есть, когда все налажено и четко работает, то вполне возможно совмещать несколько видов деятельности. И это давным-давно доказано историей успешных бизнесменов, которые реализуют себя на творческой ниве. Илон Маск, например, не только поклонник музыки, но и известен своим умением играть на гитаре. Уоррен Баффет, легендарный инвестор и предприниматель, не раз говорил, что музыка помогает ему расслабиться и находить решения в мире финансов. И этот список можно продолжать.

Отвечая на вторую часть вопроса, скажу, что для меня бизнес и творчество, конечно же, почти одно целое, ведь наш холдинг — музыкальный!

Игорь Верник и Елена Север
Игорь Верник и Елена Север

Есть ли у вас «творческие принципы», которые вы применяете и в бизнесе?

А какие принципы можно назвать творческими? Мне кажется, что в любом деле необходим творческий подход. Хождение по «прямым углам» не всегда ведет к цели. Порой нужна витиеватость, порой дипломатичность, порой — неординарная и даже многоходовая придумка. Разве это не творчество?

Творчество — это процесс создания чего-то нового, уникального и оригинального. Даже хирургия, о чем не раз говорили медицинские светила, требует творческого подхода.

Какими вы видите современные медиа — особенно музыкальные? Какую миссию, по-вашему, они несут сейчас?

В условиях нарастающей информационной перегрузки музыкальные медиа, будучи доступными и востребованными все больше и больше, распространяются на различных платформах. Они формируют «массовый спрос» и «массовый вкус». В этом есть огромная ответственность. Ведь мы не должны скатываться в примитивизм или в низкопробную эстетику. Наша миссия заключается в том, что, формируя стратегию вещания, мы стремимся ориентироваться на интересы широкой аудитории и предоставляем слушателям качественный музыкальный контент, способный вдохновлять и объединять. Наша контент-стратегия позволила создать продукты, ориентированные на музыкальные вкусы зрителей всех возрастов, и привлечь многомиллионную аудиторию.

Сегодня у слушателя есть Яндекс Музыка, VK-Музыка и прочие сервисы с умными алгоритмами. Почему, на ваш взгляд, люди продолжают слушать радио?

Радио остается популярным и имеет свою уникальную позицию в медиамире. Стриминг не убьет радио, и оно продолжит сосуществовать, ведь это простой и доступный способ развлечься или получить информацию. Вам не нужно иметь специальное оборудование или платить подписку, чтобы слушать радиостанции.

Любой человек может слушать музыку и программы в реальном времени, участвовать в различных конкурсах и опросах. Вашу любимую станцию можно слушать прямо на вашем компьютере или в телефоне. Доступность и еще раз доступность: была и остается основной причиной востребованности радиовещания.

Радио сегодня — это по-прежнему удачная площадка для открытия новых имен? И как вы определяете, кто достоин звучать в эфире?

Для настоящего музыканта главное не только творчество, но и его аудитория. Она — воздух, обмен энергией. Без почитателя артисту не выжить. Разумеется, большую аудиторию может обеспечить радиостанция. Прозвучав на наших станциях, песня становится частью нашей культуры, и поэтому исполнители стремятся, чтобы их песни звучали на радио. Ну, а для новых имен мы являемся проводниками на большую сцену.

Вячеслав Макаров и Елена Север
Вячеслав Макаров и Елена Север

Как попасть на радио начинающему артисту?

Путь всегда один: пройти через «жерло» худсовета. Наши профессионалы сразу понимают, попадет ли песня в сердца слушателей. Конечно, раньше артисты сами или их представители должны были прислать нам свои песни. В современных реалиях, благодаря Интернету и соцсетям, появляются самородки, которые попадают в радиоротации уже будучи популярными в Сети. Сразу оговорюсь, что мы верны своим, в том числе и нравственным, принципам, и даже очень популярному артисту из Интернета не всегда готовы предоставить эфир в виду его каких-то неэтичных или нецензурных текстов.

Если бы нужно было описать Премию BraVo одним словом — что бы вы выбрали?

Только его и выберу: «Браво!»

Последняя песня, которая у вас «засела» в голове?

Не сочтите за нескромность, но это песня «Гондола», которую мои сыновья Юрий и Владимир Киселевы исполнили вместе с Григорием Лепсом. Даже когда они впервые ее исполняли на «Золотом Граммофоне», тут же на втором припеве многотысячная ВТБ-Арена подпевала: «Плыву на гондоле».