Исследование: эпидемия чумы в Европе началась из-за извержения вулканов
В Южной Корее создадут приложение для отслеживания сталкеров
Древнеримская элита держала макак в качестве домашних животных
«Сноб» объявил победителей премии «Сделано в России — 2025»
Музыка

Эта музыка будет вечно: почему мы до сих пор слушаем хиты 90-х

Согласно исследованию ВЦИОМ, 57% молодых мужчин и 46% девушек не могут прожить без музыки ни дня. Означает ли это, что роль музыки в жизни людей стала значимее? Или произошла трансформация — из яркого средства самовыражения в 1980-х она превратилась в интимное сопровождение повседневности? Почему в общественных пространствах преобладают хиты 1990-х? Эти и другие вопросы мы задали главному редактору «VK Музыки» Сергею Мудрику в рамках совместного исследования «Сноба» и ВТБ «Поколения. Культурный код». А еще мы спросили музыкантов оркестра musicAeterna, генеральным спонсором которого является Банк ВТБ о том, как технический прогресс повлиял на классическую музыку и как найти подход к разным аудиториям

Как музыка и ее восприятие менялись для разных поколений россиян — от перестройки до наших дней?

Это очень многослойный вопрос. У каждого времени есть своя специфика. В эпоху перестройки люди чувствовали воодушевление по поводу падения железного занавеса. И в песнях стало звучать то, что раньше невозможно было высказать в публичном пространстве: «Звуки Му» пели о сексе и бутылке водки, тексты «Наутилуса» были полны литературных аллюзий, ну и так далее. В 1990-е расцвет российской музыкальной культуры связан с появлением коммерческих радиостанций и телеканалов — ключевую роль играли ротации на «Европе Плюс» и эфиры в программе «МузОбоз». Там удивительным образом перемежались, казалось бы, несочетаемые вещи: подряд могли звучать «Агата Кристи» и Pet Shop Boys, Лада Дэнс и The Cranberries, Стинг и Филипп Киркоров. Для молодежи конца 1990-х запуск «MTV Россия» стал не просто появлением нового телеканала, а важнейшим моментом в музыкальной культуре. Эфиры воспитали сотни тысяч людей, а ведущие канала были народными звездами. Важным событием стало и развитие рок-станций «Радио Maximum» и «Наше радио». Появилась новая волна групп с гитарами — они вдохновлялись одновременно и советскими рок-легендами, и западной музыкой. Это «перепридумало» и зафиксировало русский рок как жанр, в котором он существует и сейчас. Некоторые группы тогда стали прижизненными грандами: например, «Чайф» только в 2000 году собрал свой первый стадион после новой волны популярности, не в последнюю очередь благодаря эфирам на радио. Все эти годы, несмотря на калейдоскоп разных исполнителей в эфире, существовала довольно жесткая сегрегация слушателей по жанрам, которая сегодня абсолютно отсутствует. В 1990-х и нулевых приверженность определенному музыкальному стилю имела массовый характер, и это было заметно на улицах. Сегодня все смешалось. Подросток может найти для себя что-то резонирующее с душой с диапазоном выхода в 60 лет — от блюзов и джаза до гипертрэпа. Благодаря стримингам и доступности музыки появилась возможность выбирать из того, что было в тренде в 1980-х, 1990-х, нулевых, 2010-х и сейчас. Все это усугубляется постоянной музыкальной рекурсией, потому что кардинально новых жанров сейчас не возникает. С наступлением миллениума началась бесконечная ретромания.

Можно ли сказать, что для разных поколений музыка служит разным социальным функциям: для поколений бумеров и X она была манифестом бунта и свободы, а для сегодняшней молодежи — скорее саундтреком к жизни?

Не могу согласиться. Есть чисто стриминговые артисты, а есть те, кто активно выступает с концертами. Молодежь максимально вовлечена на живых выступлениях любимых артистов: слэмится, подпевает. Очевидно, что для них это важное коллективное переживание, которое по эмоциональной насыщенности превосходит индивидуальное прослушивание. Хотя, конечно, определенную музыку они слушают как фон: под динамичные треки обычно играют в компьютерные игры, монотонные направления вроде фонка (поджанр электроники с элементами хип-хопа, которому свойственны замедленный темп, бас и мрачная атмосфера.Прим. ред.) подходят, чтобы сконцентрироваться на учебе.

Для старших поколений, с моей точки зрения, социальные функции музыки формировались не как акт протеста, а как следствие ограниченного доступа к музыкальным ресурсам. В этой сфере наиболее радикально изменилась как раз доступность контента. Еще в начале 1980-х зарубежные пластинки были дефицитом, их цена могла достигать половины зарплаты, для их копирования были нужны катушечные магнитофоны. Позже появились кассетные носители, хотя поиск и приобретение музыки оставались непростой задачей. Прорыв произошел в нулевых с появлением MP3-формата, а в 2010-х распространение мобильного интернета сделало музыку почти неограниченно доступной. К 2020-м годам доступность достигла такого уровня, что основной проблемой стало не «добывание» музыки, а навигация в ее безграничном ассортименте.

О том как технические новшества повлияли на исполнение и изменили  звучание мы спросили артистку оркестра musicAeterna Анастасию Стрельникову (скрипка)
  
Сейчас запись диска предполагает большое количество дублей, из которых выбирается лучший. Затем избранные варианты сшиваются между собой и образуют цельное исполнение. В таком методе звукозаписи существует большой риск выхолостить исполнение, сделать его технически совершенным, но лишенным того полета и вдохновения, которое присуще концертным выступлениям, пусть и не таким совершенным, зато живым и эмоциональным. Неслучайно некоторые музыканты предпочитают не делать звукозаписей. Подобные «идеальные» записи могут воспитать и в слушателе, и в будущем исполнителе несколько искаженное отношение к передаче музыкального текста. Исполнитель будет зажат рамками качественного, «стерильного» звучания, которые не дают в полной мере самовыразиться, а оценки слушателя будут определяться исключительно степенью достижения такой игры. Критериями хорошего исполнения, помимо технической стороны, должны быть живая мысль, горячее сердце и любовь к музыке.

Разве такая трансформация доступности не меняет отношение к музыке? Раньше нашел любимую песню — и счастлив, а если она постоянно в наушниках, легко ли выделить и полюбить отдельную композицию?

Конечно, доступность меняет и отношение, и саму музыку. Дефицит музыкального контента придавал ему особую ценность. Широкий выбор медиаресурсов тоже существенно повлиял на эти изменения. Сейчас один эфир на ТВ ничего не значит, он в лучшем случае добавит долю процента узнаваемости. В 1980-х полстраны смотрело одни и те же шоу, потому что количество развлекательных программ можно было пересчитать по пальцам. И в условиях отсутствия альтернативы даже единичное появление на ТВ могло вознести исполнителя на вершину популярности. Таким образом, телевидение и радио обладали возможностью формировать вкусы аудитории. Аналогичную функцию выполняли физические носители — аудиокассеты и виниловые пластинки. Приобретая запись, человек обычно переслушивал ее несколько раз, что давало произведениям, не понравившимся сразу, второй шанс. Сейчас не так. Высокая конкуренция, много контента ключевым фактором становится немедленное удовлетворение предпочтений слушателя.

Современные медиа оказываются в сложной ситуации: с одной стороны, хочется развивать индустрию, рассказывать о новых именах, с другой — это риск потери аудитории. Сегодня именно вкусы слушателей приобрели приоритетное значение.

О том как с помощью нейросетей найти подход к разным аудиториям, и что из новых технологий применимо для исполнителя классической музыки рассказал музыкант оркестра musicAeterna Никита Ваганов (кларнет)

Я уже несколько лет использую планшет для игры камерной музыки или соло. Благодаря планшету можно не распечатывать ноты, а играть с дисплея. Недавно исполнял Восьмой струнный квартет Шостаковича в переложении для духового квинтета. Если бы я пользовался печатными нотами, пришлось бы сделать «забор» из десяти рядом стоящих пюпитров, так как пауз для того, чтобы переворачивать ноты, в этом квартете для кларнета не предусмотрено. К планшету через Bluetooth я подключаю педали. Искусственный интеллект в работе современного музыканта тоже очень полезен. С помощью нейросетей можно упорядочивать идеи в создании новых классических программ по стилю, эпохам и настроению. ИИ очень тонко умеет подстраиваться под любую аудиторию, как любителей, так и профессионалов.

То, что пользователь теперь решает, нравится ли ему композиция, в первые 30 секунд, как-то повлияло на строение треков?

Да, произошли структурные изменения в построении песен, особенно заметные в поп-музыке: часто они начинаются с припева или запоминающегося хука, минуя традиционное вступление. Эти трансформации достигли своего пика с распространением вертикальных видеосервисов. Сегодня вертикальные видео — основное развлечение для довольно широкой аудитории. Если песня на таких сервисах начинает активно расходиться, какого бы жанра ни была, она становится востребованной. Пример — композиция «Кухни» инди-группы «Бонд с кнопкой», которая уже много недель удерживает лидирующие позиции в чарте благодаря популярности в коротком видеоформате. Параллельно произошли и другие изменения — уменьшился хронометраж песен, что напрямую связано с алгоритмами стриминговых платформ. Экономическая модель стриминга стимулирует создание коротких, но насыщенных событийностью песен, которые, скорее всего, послушают несколько раз. То есть потратив одно и то же время, пользователь может трижды послушать двухминутную песню или один раз — шестиминутную, но в первом варианте монетизация в три раза выше. 

Какие жанры предпочитают представители разных поколений? Или есть исполнители, популярные у всех?

Трендовость в том понимании, в котором мы ее знали раньше, сейчас отсутствует, потребление музыкального контента стало довольно хаотичным в смысле жанра. В чарты попадают самые разные артисты. Аудитория 35+ продолжает слушать исполнителей своей молодости — группы «Кино», «Король и Шут», «Руки вверх!» и других. При этом в их плейлистах звучат и хиты Anna Asti, Zivert, а треки Macan и Басты в топе у всех возрастов. Самая активная аудитория стриминговых сервисов — это молодежь 14–24 лет. Отдельно мы в «VK Музыке» исследовали предпочтения молодежи 16–18 лет. Оно показало, что их топ-артисты в основном совпадают с общими чартовыми лидерами: Icegergert, Macan, Big Baby Tape, Jakone, «MiyaGi & Эндшпиль», Aarne, Friendly Thug, Pharaoh, OG Buda, Баста. Практически все они являются рэп-артистами. Среди рок-исполнителей выделяются Кишлак, Женя Трофимов и «Комната культуры», Xolidayboy и группа «Три дня дождя» — это четверка самых востребованных по стримам. Однако в целом хип-хоп и поп-музыка остаются абсолютными лидерами. При этом музыкальные вкусы молодежи разных возрастов различаются минимально — расхождения всего в несколько исполнителей.

По данным ВЦИОМ
Поколение до 1947 года рождения предпочитает народную музыку, ее слушает 31% аудитории.
Поколение 1948–1967 годов рождения чаще всего слушает классику — 18%. 
Все поколения, начиная с 1968 года рождения, предпочитают панк-рок и рок. Причем популярность этого направления с годами только растет. Если среди тех, кому сегодня 44–57 лет, его предпочитают 27% слушателей, то для аудитории моложе 24 лет этот показатель составляет уже 39%.

Среди молодежи много любителей классической музыки?

Академическую музыку молодежь слушает скорее в порядке исключения. Вообще субжанры не очень популярны на нашем сервисе. В еженедельном потоке новых релизов академические произведения — это несколько позиций, куда входят как архивные записи, так и современные композиции. 

По данным ВЦИОМ
Доля ценителей классики среди зумеров не превышает 12%.

Однако есть междисциплинарные проекты, направленные на популяризацию искусства. Один из таких — «Музыкальное измерение», в рамках которого визуальное искусство встречается с музыкальным.

Молодежь предпочитает отечественных или англоязычных исполнителей?

Однозначно отечественных. В 1990-е тренд на англоязычных артистов существовал как следствие падения железного занавеса и внезапной доступности ранее запретной музыки. Но с середины 2010-х ситуация кардинально изменилась: сейчас в «VK Музыке» почти 90% прослушиваний приходится на русскоязычный контент. И с каждым годом доля отечественной музыки растет. Даже если бы западные стриминговые сервисы присылали нам свои релизы, думаю, в чарт попадало бы не более трех-четырех англоязычных треков одновременно, и то лишь сверхпопулярные хиты артистов уровня Гарри Стайлса или Леди Гаги. 

Есть ли музыкальные феномены на все времена? 

На протяжении всего периода моих наблюдений за статистикой в топ-100 по количеству прослушиваний входят группы «Кино», «Король и Шут» и «Сектор Газа». Это объясняется несколькими факторами. Во-первых, каждая обладает мощной легендой: «Кино» остается культовым явлением 1980-х, «Сектор Газа» — часть культурологического мифа 1990-х, «Король и Шут» стала популярна на волне «Нашего радио» в начале нулевых. Во-вторых, бренды этих групп постоянно присутствуют в культурном поле. «Кино» и «Сектор Газа» проводят мемориальные концерты и выпускают переиздания альбомов. Про «Короля и Шута» в 2023 году вышел сериал, который вызвал заметный всплеск интереса, что сразу отразилось на их позициях в чартах.

Если говорить об известных сегодня исполнителях, думаю, что Баста тоже пройдет дальнейшую проверку временем. Его первый выстреливший трек вышел осенью 2006 года. Вряд ли что-то пошатнет популярность исполнителя, который уже 20 лет остается в топе. Его, кстати, слушают все поколения.

В конце 1980-х — начале 1990-х вышло огромное количество музыкальных хитов, и казалось, что так будет всегда. Но сейчас заходишь в кафе, а там по-прежнему звучит музыка 1990-х. Что стало причиной того всплеска и почему мы до сих пор слушаем эти композиции?

В кафе играют комфортные хиты, которые не раздражают даже тех, кто слышит их в трехсотый раз. При этом у молодого поколения они тоже не вызывают чувства отторжения. С 1960-х до нулевых музыкальные тенденции зачастую возникали вследствие отрицания предшествующих трендов. В ответ на популярность арт-рока с его виртуозными 15-минутными композициями и вычурными проигрышами, для которых нужно быть инструменталистом-виртуозом, появились песни в три простых аккорда, которые может сыграть каждый. Так зародился панк. Сейчас в творческом плане ничто ни с чем не конфликтует. Наоборот, молодежь хочет примерить на себя 1980-е и 1990-е. Им кажется, что тогда рождались более яркие звезды, чем сейчас, более понятные в плане визуала и стиля тренды. Поэтому такая музыка для кафе оптимальна. 

Музыкальный бум конца 1980-х — начала 1990-х на Западе стал следствием технического прогресса. Компакт-диски и кассеты вытеснили неудобный винил, благодаря им музыка стала мобильной и в целом более востребованной. В это же время получило развитие MTV, которое превратило видеоклипы в самостоятельную форму искусства. Многие композиции того периода, на которые сняты клипы, вошли в золотой фонд мировой музыкальной культуры.

Чем объяснить возросшую популярность винила?

Мне кажется, это ответ на цифровизацию музыки. Для кого-то это ностальгия, а для молодежи — желание физически ощутить то, что обычно является неосязаемым. Люди зачастую покупают пластинки, не имея устройства воспроизведения, просто для того, чтобы она красиво стояла на полке. Поставить пластинку на проигрыватель — это же целый ритуал, особый процесс. Мой любимый мем — «люблю слушать музыку на виниле, потому что это, во-первых, дорого, во-вторых, очень неудобно». Действительно, потраченные деньги заставляют сильнее вникать в произведение, отойти от восприятия его как фона.

Появление новых музыкальных направлений сильно зависит от технического прогресса? 

Конечно. Рок родился вместе с электрогитарой. Электронная музыка неразрывно связана с развитием индустрии синтезаторов. Хип-хоп в нынешнем виде не мог бы появиться без семплеров (электронный музыкальный инструмент и прибор для воспроизведения, записи и обработки звуков. — Прим. ред.) и драм-машин. Каждая из этих вех отражала технический прогресс. В 1990-х компьютеры позволили оформиться саунд-дизайну как отдельному музыкальному направлению: на действия, которые в аналоговых условиях требовали час работы, например вырезать на пленке нужный фрагмент записи, теперь хватает пары секунд. Технологии неизменно влияют на музыкальную эволюцию. В последние годы прогресс сместился от изобретения нового в сторону миниатюризации — от громоздких студийных синтезаторов, например, к карманным устройствам. Соответственно, и концептуальное развитие музыки остановилось. Условно новый жанр — это рекурсивное обращение к стилистическим элементам прошлого. Например, гиперпоп — сочетание восьмибитной и танцевальной музыки, немножко приправленной хип-хоп битами и какими-то глитчами (намеренные звуковые искажения для создания странных текстурных элементов. — Прим. ред.) и перегрузами, пришедшими из андеграунда.

При этом на классическую музыку технический прогресс почти не повлиял, но он изменил слушателя. Тем, как гаджеты преобразовали публику, поделился Илья Гайсин, артист оркестра musicAeterna (скрипка), музыкальный ассистент Теодора Курентзиса

Я думаю, негативная сторона технического прогресса — это соцсети. Они требуют постоянного «отчета», как некое соревнование в успешности, опасное для самооценки. Люди, находясь на концерте, зачастую думают о том, как снять видео, а не погружаются в экзистенциальное состояние «здесь и сейчас». Лишают себя возможности полноценно насладиться произведением искусства. С другой стороны, искусственный интеллект дарит огромные возможности для самообразования. При правильно сформулированном запросе можно получить много ценной информации, которую, впрочем, нужно тщательно перепроверять. ИИ – образованный «собеседник», и может предложить не только факты, но и идеи, относительно интерпретаций, мнений композиторов о своей и чужой музыке, истории постановок и исполнений, старейших и новейших композиторских и исполнительских техник, рассадки оркестра во времена Мендельсона или Малера.
0
0

Подписывайтесь на наши соцсети:

Телеграм ВК Дзен

Читайте также

Запрещенное, ненужное, проданное за миллионы — эволюция современного искусства

Поколения и культурный код: гипотезы и концепции

Представители своей эпохи от Чаплина до вампира: киногерои как культурные маркеры

От классики до симулякра: как поколения выбирают книги в мире без идеалов

Каждый — вселенная, вместе — орнамент масс

Относительные отношения. Почему миллениалы устали выбирать, а зумеры сделали ставку на дружбу