В 2025 году в Россию понемногу стали заезжать мировые звёзды. 

В сентябре Джейсон Деруло вышел на сцену «ЦСКА Арены» под «Матушку-Землю», а на концерте рэпера DaBaby «сильно стошнило» московского школьника (это единственная новость по теме выступления на сайте The Flow). Одно появление Канье Уэста породило целую волну его «скоро ожидающихся» концертов, ни один из которых не состоялся (и, конечно, не должен был состояться, его никто и не организовывал), а посетителей форумов о креативных индустриях каждые полгода завлекают участием в паблик-токах виртуальных иностранцев от Люка Бессона до Витторио Стораро. Об их виртуальности (то есть онлайн-участии), правда, стараются говорить негромко. Впрочем, музыкантов проблемы с «онлайном» не касаются — концерты Lorde по «скайпу» в Москве пока не проходят (хотя вполне возможно, что однажды начнут).

За разговорами о возвращении поющих иностранцев в Россию теряется другой, куда более сложный — о качестве и состоянии «вернувшихся»: из страны, куда раз в год приезжала группа The Cure, где дворец спорта собирала пиковая Билли Айлиш, а хедлайнером фестиваля «Боль» была группа The Good, The Bad & the Queen Деймона Албарна мы (временно, и всё же очень заметно) превратились в страну, где люди (возможно, в приступе лунатизма) бегут скупать билеты на концерт очередного списанного иностранца. Бегут, понятно, не все и не очень быстро, но ещё пару лет назад подобного ажиотажа вокруг всех тех же исполнителей не было и близко. 

И это не преувеличение. В запрещённых социальных сетях то и дело попадаются восторженные отзывы от русскоязычных пользователей на выступления, например, Кевина Спейси: вы не знали, а он уже не первый год гастролирует с песнями Фрэнка Синатры по всяким Лимассолам. Выступления эти часто сопровождаются русскими субтитрами, и это не случайность: всё-таки мы с Кевином — братья по «отмене», отсюда, наверное, и такая страсть поддерживать рублём его караоке-опыты. «Красоту по-американски» устраивать запретили, зато по-кипрски — в любой день. Этот пример не касается России напрямую, но важен для понимания новой культурной точки, в которой мы оказались: ещё немного, и Кевин Спейси соберёт «Олимпийский» (для него и ремонтируют, не иначе).

Чем богаты

В Москве «сбитые лётчики» из-за рубежа падают ничуть не реже, чем на Кипре. Вот рэпер Lil Pump после купленного фита с тогда ещё не иноагентом Моргенштерном* вернулся за добавкой и на рэйдж-бейт хите MARGO «KUKAREKU» устало начитал чего-то про Москву, Майами и love, которая everywhere (как и сам Lil Pump в поисках денег). Вот на закрытую столичную вечеринку заглянул Timbaland: наверное, хотел снова «фитануть» с Юркиссом, но заблудился. А теперь и трёхкратный обладатель «Грэмми» T.I готовится выступить на «ВТБ Арене» (может, и не очень готовится). 

«Продюсерские» выступления американцев в России — вообще отдельное явление внутри «импорта тёмных двадцатых»: прилетает в Шереметьево немолодой человек с флэшкой своих очень хороших песен двадцатилетней давности, на площадке вставляет эту флешку в ноутбук и ходит себе по сцене часок, чего-то подпевая. Собравшиеся танцуют, самые вредные из них снимают вертикальные видео о том, как слабо артист выложился (а «артист» и не артист вообще-то, чтобы «выкладываться»). «Событие имеет значимую ценность для современной рэп-культуры» — напишут в пресс-релизе, и будут правы: именно что «значимую», именно что для рэп-культуры.

Провинциальность происходящего не пытаются скрывать ни сами артисты, ни люди, их «привозящие»: даже самого достойного из «гастролёров» обязательно представят как «автора хитов» кого-то более известного. Слушателю как бы говорят: «Помнишь, был такой Джастин Тимберлейк? В Казахстане ещё выступает. Так вот это его друг! А рэпер Tyga восемь лет назад фитовал с Doja Cat — той самой, что была на Коачелле!» — но это всё-таки музыкант серьёзный, его Макан разогревает, вы так не пишите. 

Почти всегда приезд размороженного «старичка» (при всей любви к «старичкам») сопровождается оптимистичными предсказаниями от концертных агентств примерно такого рода: «Выступление Xzibit — знак того, что российский рынок для иностранных артистов очень важен! В следующем году мы привезем еще пятерых “иксзибитов”!» — гордо обещают они. Логика понятна: пятерых «иксзибитов», наверное, можно обменять на одного Tyga, пятерых «тайг» — на одного Тимберлейка, а там и до Бейонсе дотянемся. Популярные артисты — они же как карточки с «Человеком-пауком»!

Мы сегодня дома

Увы, но никакой зависимости между количеством приехавших «иксзибитов» и вероятностью проведения концерта PinkPantheress не существует: братья Галлахеры и Кевин Шилдс прилетят только тогда, когда «можно» будет прилететь, а популярность их сильно менее востребованных коллег в России в ту же секунду испарится. Сигаретным дымом рассеется в воздухе над сценой на словах «my name is Pink and I’m really glad to meet you». Париком слетит с лысой головы Виктории Беверли Уокер, но появления её не приблизит. Как, впрочем, и не отдалит. Но, блин, какой Xzibit?

Вместо того, чтобы «импортозамещать» Paparazzi Леди Гаги его одноименным треком, конец года лучше провести на «супер мьюзик викенде»: там «Жарок» и «конъюнктура», «Два Обреза» и другие прекрасные ребята — настоящая русская музыка первого сорта, которую и ждать не надо, она сама вас ждёт вот прямо здесь и прямо сейчас. Ну или сходите ещё куда-нибудь, где играют то, что любите вы: недостатка в концертах в Москве и Петербурге под самые праздники не ожидается. 

Постараемся сейчас как следует, и к следующему Рождеству рэпер Tyga будет разогревать Макана после «дембеля». Лейбл цк издаст новый альбом Моррисси, Иван Сердюк запоёт по-английски, а Антон Серенков напишет об этом текст. Там уже и никакой Деймон Албарн не понадобится, и Канье Уэст тоже: всё сможем сами. 

*Минюст РФ признал Алишера Моргенштерна иностранным агентом

Автор: Егор Спесивцев