Надежда и хоррор: главные события виолончельного фестиваля Vivacello
Открытие фестиваля Vivacello
Когда: 11 ноября, 19:00
Где: концертный зал имени Чайковского
Первый концерт обещает и первую премьеру Vivacello. Она создавалась специально для фестиваля и для четырех виолончелистов — Бориса Андрианова, Мириам Пранди, Александра Рамма и Микаэла Самсонова. А ее поэтичное название — Esperanza («Надежда») — перекликается с премией для молодых виолончелистов «Большие надежды», которую вручают каждый год в рамках фестиваля юным талантам. Пьеса представляет собой ни что иное, как аранжировку темы из фильма «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы, представленного в мае этого года в Каннах. Ее автор — один из самых популярных сегодня композиторов Освальдо Голихов, американец, работающий в жанре этнической народной музыки. В работе Голихова аргентинское танго нуэво сменяет бразильская босса-нова, а испанское фламенко — католические песнопения. В России о композиторе знают единицы, поэтому Vivacello дает уникальную возможность познакомиться с его творчеством. И это еще одна особенность фестиваля — открывать публике имена не только композиторов прошлого, но и настоящего.
Музыка для виолончели и рояля
Когда: 15 ноября, 19:30
Где: ДК «Рассвет»
На втором концерте Vivacello одни из самых востребованных музыкантов своего поколения — виолончелист Нарек Ахназарян и пианист Яков Кацнельсон — выступят на площадке в квартале «Рассвет». Музыканты готовят камерную программу, в которой композиторы XX века передают привет романтикам века XIX-го, а венчает этот диалог король танго Астор Пьяццолла. В его Le Grand Tango, посвященному легендарному Мстиславу Ростроповичу, инструменты сливаются в чувственной страстной беседе, где виолончель с ее бархатным певучим тембром выделяется особенно.
Мультимедийный проект «Теория струн»
Когда: 16 ноября, 19:00
Где: концертный зал имени П.И. Чайковского
Из всех программ третий концерт — коллаборация Vivacello с Центром электроакустической музыки Московской консерватории (ЦЭАМ) — выглядит самым экспериментальным и зрелищным. Здесь звучание виолончели будет сопровождать электроника, мультимедиа (видеоарт) и свет, как неотъемлемые составляющие партитуры. ЦЭАМ специализируется на исполнении именно таких ультрасовременных и сложных по восприятию композиций, написанных при помощи новейших компьютерных программ и звукозаписывающих устройств — однако в этом царстве искусственного интеллекта «живым» музыкальным инструментам отдана главная роль. На концерте можно будет услышать, как виолончель сосуществует с «рычанием» моторов (пьеса «Теория струн» Николая Попова) и увидеть, как инструмент и его исполнитель обзаводятся своими двойниками на экранах — трансляция заранее записанного выступления музыканта, (пьеса String Jane Михаэля Байля).
Кинопоказ с музыкальным сопровождением
Когда: 17 ноября, 21:00
Где: Мультимедиа Арт Музей
Этот вечер понравится ценителям классического кинематографа. Vivacello покажет фильм эпохи немого кино «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине в сопровождении музыки современного израильского композитора Юваля Готлибовича. Озвучкой черно-белой картины займутся сам автор и Борис Андрианов. Дуэт альта и виолончели станет проводником в леденящую кровь историю о загадочном докторе и сомнамбуле Чезаре, затрагивающую глубокие психологические темы. А саундтрек Готлибовича погрузит в атмосферу этого хоррора.
Закрытие фестиваля Vivacello
Когда: 18 ноября, 19:00
Где: концертный зал имени П.И. Чайковского
Концерт-закрытие Vivacello сфокусируется на имени венского классика Йозефа Гайдна. В этот вечер прозвучит одно из самых трагических и религиозных его сочинений — «Семь последних слов Спасителя на Кресте» в новой интерпретации для виолончели и струнных виолончелиста Владимира Тонхи.
В качестве оммажа Гайдну Vivacello представит публике новое произведение московского композитора Алексея Сысоева — «Элегические приношения на музыку Йозефа Гайдна» для четырех виолончелей, трех флейт и струнного оркестра. Сысоев считается одним из самых востребованных современных авторов, искусно соединяющих традицию и эксперимент: его музыка написана авангардным языком, однако содержит отсылки к прошлому. Премьера, созданная по заказу Vivacello, станет постмодернистским поклоном эпохе классицизма и вечному библейскому сюжету.
Vivacello — это масштабный проект, посвященный виолончельной музыке. Его основатель, арт-директор и виолончелист Борис Андрианов, каждый год устраивает тотальное погружение в мир виолончели. На крупных музыкальных площадках столицы звучат сочинения, написанные для этого инструмента как соло, так и в сопровождении оркестра. Главная идея Vivacello — показать, как в разных художественных контекстах сегодня проявляет себя виолончельное исполнительство и как оно существует с другими видами и формами искусства.
Подготовила Надежда Травина