
О чём неосознанно размышляли Бивис и Баттхед, обсуждая клипы золотой эпохи MTV
В 1990-е на MTV крутили много крутых музыкальных видео. Многим из них пришлось пройти через привередливые руки самых недалёких, злобных зрителей в истории поп-культуры — Бивиса и Баттхеда, анимационных персонажей из одноимённого мультсериала. Это было мнение окопавшихся на задних партах школьных хедбенгеров с патологическим недоверием ко всем, кто не отвечал их первобытным требованиям к уровню брутальности и кого можно обозвать слабаками, дохляками или вовсе слюнтяями. Но, несмотря на всю свою дебиловатость, дуэт школьных идиотов выносил не только самый безбашенный и злобный вердикт музыкальным видео, но и порой удивительно честный. Популярность музыкальных моментов «Бивиса и Баттхеда», возможно, заключалась в том, что герои выражали мнение, которое многие зрители не отваживались произнести вслух, потому что были слишком воспитанными.
Могло показаться, что Бивис и Баттхед просто убивают время перед телевизором, но внимательный и опытный зритель видел, что за каждым обсуждением клипа где-то очень глубоко может скрываться житейская мудрость и впечатляющее знание законов поп-культуры. Скрывались они порой настолько глубоко, что не каждый раз их можно было разглядеть с первого раза. Поэтому подтекст, неосознанно заложенный героями в их обсуждениях музыкальных клипов, выделен в тексте отдельно.
Aerosmith — Livin’ on the Edge
Сезон 2, эпизод 6
Бивис и Баттхед неосознанно рассуждают о том, что после 60 жизнь не заканчивается.
Историческая справка: в начале 1990-х Aerosmith наслаждались своим вторым шансом: после затяжного пике, вызванного лечением музыкантов от разного рода зависимостей, группа снова была на коне. Главным их хитом стал альбом 1993 года Get A Grip, под завязку набитый хитами, которые канал MTV впечатал поколению 1990-х прямиком в подсознание. Даже сейчас, спустя 30 лет, разбуди их среди ночи — они выдадут текст песни Livin’ on the Edge без запинки: Something’s wrong with the world today, I don't know what it is…
Что происходит в кадре: «Эти ребята довольно круты, хотя им и по 60 лет», — выносит свой вердикт Баттхед. «Хотя этому чуваку 69», — добавляет Бивис, когда на экране появляется бас-гитарист Aerosmith Том Хэмилтон. Участникам группы на тот момент в среднем было лет по 40, но многим юным зрителям MTV, по объективным причинам не заставшим первый пик карьеры группы в 1970-х, музыканты казались чересчур взрослыми дядьками.
И, конечно, Бивис и Баттхед не могли промолчать во время знаменитой сцены, когда на гитариста группы Джо Перри, увлёкшегося своим соло прямо на железнодорожных путях, несётся поезд. «Сбей его, сбей, сбей!» — не скрывает своего возбуждения Бивис. «Да, просто продолжай играть своё соло. Всё круто», — поддакивает Баттхед. Когда же музыкант в последнюю секунду сходит с рельс, и состав проносится мимо, ребята не скрывают своего разочарования. «Это отстой», — с сожалением заявляет Баттхед.
Depeche Mode — I Feel You
Сезон 2, эпизод 10
Бивис и Баттхед неосознанно рассуждают о пользе знания иностранных языков и важности качественной работы кастинг-директора.
Историческая справка: В 1993 году британские синтипоп-романтики Depeche Mode резко сменили имидж и внезапно заиграли на своём альбоме Songs of Faith and Devotion самую настоящую рок-музыку. Искренне проникнувшись идеями гранжа и образом Курта Кобейна, фронтмен группы Дэйв Гаан отрастил волосы, набил татуировок, пристрастился к наркотикам и убедил коллег по группе начать использовать живые инструменты вместо синтезаторов. Но главных диванных критиков MTV это, понятное дело, не сильно впечатлило.
Что происходит в кадре: «Depeche Mode по-французски означает “Мы слабаки”», — козыряет познаниями иностранных языков Баттхед во время просмотра клипа к синглу I Feel You. «Хотя татуировки у чувака крутые… для слабака», — добавляет он в финале, когда фронтмен Depeche Mode Дэйв Гаан снимает с себя рубашку. «Это что, типа Киану Ривз?» — со знанием дела интересуется Бивис. «Он смотрит на тебя, баклан. Он хочет тебя», — подстёбывает друга Баттхед. «Это заря нашей с тобой любви», — в своей фирменной манере подпевает группе Бивис.
Несмотря на полный отказ признать за участниками Depeche Mode даже малейший уровень крутости, герои находятся под сильным впечатлением от актрисы Лизетт Энтони, которая снимается в клипе. Каждый раз, когда она появляется в кадре, Бивис и Баттхед дружно кричат: «Да-да-да». Но как только ей на смену приходит кто-то из участников группы, друзья синхронно вопят: «Нет-нет-нет».
Type O Negative — Black No. 1
Сезон 3, эпизод 28
Бивис и Баттхед неосознанно рассуждают о культуре группиз и том, как важно в музыкальной критике использовать яркие и меткие сравнения.
Историческая справка: на своём третьем альбоме Bloody Kisses бруклинским готик-металистам Type O Negative удалось создать поистине неповторимый саунд. Никто и никогда не звучал так, как они, — ведь никто так и не додумался проверить, что будет, если смешать Black Sabbath и Cocteau Twins. Никто, кроме двухметрового предводителя Type O Negative Питера Стила, обладателя уникального голоса диапазоном в четыре октавы. Фронтмену Type O Negative хотелось одновременно звучать тяжело, мрачно, но при этом красиво и возвышенно, для чего к готик-думу он добавил не только воздушности классического дрим-попа в духе Cocteau Twins, но и мелодичности The Beatles психоделического периода.
Стил также славился своим фирменным чёрным юмором: пафосность саунда группы и свой инфернальный внешний вид он уравновешивал сарказмом и болезненной самоиронией. Стил умел одновременно быть искренним романтиком и циничным инфантилом, за что его и прозвали Эдгаром Алланом По и Бивисом и Баттхедом в одном флаконе. Лучшей жертвы для дуэта злобных диванных критиков трудно представить, но они придумали для Type O Negative несколько другое сравнение.
Что происходит в кадре: «Ну-ка отвали от неё, дрищ! А не то я надеру тебе задницу», — вопит Бивис, когда Питер Стил, изображающий из себя Носферату, возникает из тьмы позади девушки готической наружности и начинает примериваться, как заправский вампир, к её белоснежной шее. «Слышь, пельмень, ты что, не знал? Попади в видос — и девчонки сами автоматически к тебе начнут клеиться!» — делится инсайдерской информацией из мира шоу-бизнеса Баттхед. — «Типа, выходишь на улицу и говоришь: “Детка, я типа снимался в видео, почему бы нам, ну ты знаешь, и всё такое…”».
В конце концов завзятые металисты Бивис и Баттхед не выдерживают и начинают трясти головами, как только Black No. 1 достигает кульминации, и Питер Стил под разухабистый гитарный рифф начинает неистово повторять: «Любить тебя было всё равно, что любить смерть». Это редкий случай, когда Бивис и Баттхед, в результате, остаются довольными просмотренным музыкальным видео.
«Эти ребята, типа, смесь Danzig и Megadeth», — не скрывает своего восхищения Бивис. «Не, они — смесь Danzig и моей задницы, — парирует Баттхед. — И это, вобще-то, комплимент, потому что моя задница жжот».
Неожиданная симпатия Бивиса и Баттхеда, по словам гитариста Type O Negative Кенни Хики, наилучшим образом сказалась на карьере группы: «В те времена эти анимационные персонажи могли решить судьбу малоизвестной группы. Если ты им понравился — то ты в игре, а если нет — считай, твоя карьера закончена. Это было очень страшно, но мы им понравились, и сингл Black No. 1 попал в ротацию шоу MTV Headbangers Ball».
Nirvana — Heart Shaped Box
Сезон 4, эпизод 19
Бивис и Баттхед неосознанно рассуждают о важности дружеской поддержки — когда близкие в тебя верят, а не наоборот — обесценивают все твои попытки изменить хоть что-то в жизни.
Историческая справка: удивительным образом Бивис и Баттхед были без ума от Nirvana, что совершенно лишено смысла — ведь друзья обожали всё то, против чего выступал Курт Кобейн, — не в последнюю очередь мачизм в жизни и в рок-музыке.
После успеха альбома Nevermind, оглушённый свалившейся на него невиданной популярностью, Кобейн хотел просеять новоявленные толпы фанатов, поэтому вложил в буклет сборника Incesticide письменное послание для них: «Если кто-то из вас ненавидит людей другого цвета кожи, другой сексуальной ориентации или женщин, пожалуйста, окажите нам одну-единственную услугу: оставьте нас, на **, в покое! Не приходите на наши концерты и не покупайте наши пластинки».
Как бы там ни было, школьные болваны с задней парты почему-то души не чаяли в самой важной и прогрессивной рок-группе 1990-х. Клип к синглу Heart Shaped Box — это ещё один пример того редкого случая, когда Бивис и Баттхед восхищались клипом, а не как обычно…
Что происходит в кадре: «О, зацени, баклан! Какая крутая комната», — восхищается Бивис моментом, в котором участники Nirvana оказываются в красной комнате со светящимися звёздами. — «Я сделаю в своей комнате такой же, типа, ремонт, и у меня тоже будут такие же светящиеся звёзды и вся фигня, и тогда моя комната будет крутой и все дела…».
«Нет, пельмень, ты никогда не сделаешь ремонт в своей комнате, и тебе никто никогда не даст», — обесценивает на корню воодушевление друга Баттхед. — «Ты будешь сидеть здесь всю свою оставшуюся жизнь, теребя свою мартышку».
Radiohead — Creep
Season 4, episode 11
Бивис и Баттхед неосознанно демонстрируют умение описать одной ёмкой фразой целую музыкальную эпоху.
Историческая справка: за несколько лет до того, как вышел знаковый альбом OK Computer и критики провозгласили Radiohead последней великой рок-группой XX века, дела у будущих небожителей шли не то чтобы гладко. На их счету был один громкий хит — постгранжевая баллада Creep, которую сами музыканты терпеть не могли. В это непростое время, когда у Radiohead были все шансы так и остаться группой одного хита, Бивис и Баттхед на примере клипа к этому синглу основательно прошлись по всему альтернативному року 1990-х, сформулировав в одной фразе всю его суть.
Что происходит в кадре: «Что это за фигня?» — возмущается Баттхед в то время, как Том Йорк вальяжно затягивает куплет Creep. «Подожди, сейчас станет круто», — уверяет его Бивис. «Уж лучше бы ему уже прекращать ныть и начать фигачить, а то я реально дам ему повод для слёз…» — не унимается Баттхед. «Вот, вот, начинается!» — не сдерживает возбуждения Бивис в предчувствии громкого припева: вступает грязная, перегруженная гитара Джонни Гринвуда, и Том Йорк взрывается фразой: «Но я урод, я изврат…». Герои начинают отчаянно размахивать головами в такт, но как только опять начинается куплет, их энтузиазм сразу же сходит на нет.
«Как так? Почему они не играют только эту крутую часть на протяжении всей песни?» — задаётся философским вопросом Бивис. «Баклан, если бы у них не было отстойной части песни, то вторая половина не была бы такой крутой», — выносит Баттхед вердикт всему альтернативному року второй половины 1990-х, представители которого направо и налево использовали шаблон «тихий куплет — громкий припев», придуманный Куртом Кобейном в песнях Nirvana вроде Lithium и Smells Like Teen Spirit.
Korn — Blind
Сезон 5, эпизод 42
Бивис и Баттхед неосознанно рассуждают об умении контролировать своего внутреннего музыкального критика.
Историческая справка: в середине 1990-х так называемая альтернативная рок-сцена явно переживала период кризиса. На ней появилось слишком много однотипных групп, чей саунд буквально был неотличим друг от друга. На волне этого тренда, среди прочих, появилась группа Korn — провозвестники эпохи ню-метала и рэпкора.
Что происходит в кадре: перенасытив мозг кислородом, Бивис выдаёт гневную и заумную тираду, в которой обозначает проблему групп-эпигонов в альтернативном роке 1990-х: «Я думаю, что проблема этого видео в том, что он неотличим от других клипов групп этого жанра. Хотя, если рассматривать его отдельно от сложившихся тенденций, то он вполне себе качает. Однако этот грув обесценивается полным отсутствием оригинальности. При его просмотре невозможно не провести параллель с такими группами, как Pearl Jam, White Zombie, Suicidal Tendencies и другими представителями так называемой сцены альтернативного рока. Кто-то, может, даже вспомнит период в творчестве Лори Андерсон, когда она носила бигуди. В заключение хочется сказать, что это видео говорит не с сердцем слушателя, а с его сфинктером. Группа Korn явно только выиграла бы, если бы начала черпать вдохновение из…».
Фраза, которая, возможно, спасла бы альтернативный рок 1990-х от упадка, была прервана серией пощёчин, которыми Баттхед осыпал лицо Бивиса. «Что случилось?» — недоумевает пришедший в себя Бивис. «Тебе поплохело, и ты начал разговаривать как придурок, — объясняет Баттхед внезапное повышение интеллекта у друга. — Но потом ты сказал “спринкстер”». «Кажется, это правильно произносится “сфинктер”», — поправил товарища Бивис.
Elastica — Connection
Сезон 5, эпизод 43
Бивис и Баттхед неосознанно рассуждают о проблеме сексуальной объективации в современном шоу-бизнесе.
Историческая справка: видео девичьей брит-поп-группы является пародией на популярный в то время клип британского синти-поп-проекта The Beloved — Sweet Harmony, в котором его идеолог Джон Марш исполняет песню, сидя среди обнажённых женщин. Нетрудно догадаться, что в своём видео Elastica исполняют песню Connection в окружении обнажённых мужчин.
Что происходит в кадре: пределу возмущения Бивиса, которого никогда, мягко говоря, не смущала сексуальная объективация женщин в клипах и рекламе, не было предела: «Это уже полный беспредел! Эти чуваки сидят здесь, как мебель! Будто к ним даже не относятся как к живым людям! Для этих девок они как какие-то вещи, на которые можно пялиться и кайфовать. Это типа отвратительно! Это меня злит и сводит с ума! Этой группе, типа, должно быть стыдно за то, как они относятся к мужчинам. Этих мужчин просто не должно быть в этом видео».
Green Day — Basket Case
Сезон 5, эпизод 46
Бивис и Баттхед вполне осознанно рассуждают о политкорректности.
Историческая справка: на смену угрюмому гранжу в середине 1990-х пришёл развесёлый поп-панк во главе с калифорнийскими группами The Offspring и Green Day. Прорывным хитом последних стал сингл Basket Case, сюжет видео к которому разворачивается в психбольнице, отсылая к киноклассике Милоша Формана «Полет над гнездом кукушки».
Что происходит в кадре: «Это напоминает тот фильм, „Полет над гнездом кукушки“,» — козыряет синефильскими знаниями Баттхед. «Да, да, про дебилов из психушки», — не отстаёт от друга Бивис. «Ты знаешь, кажется, их теперь нельзя называть дебилами, — поправляет Баттхед. — Теперь мы должны называть их умственно незаурядные или что-то типа того». «А помнишь того гигантского индейца? — не унимается Бивис. — Он был крут!» «Кажется, их теперь тоже нельзя называть индейцами, — снова вносит правки Баттхед. — Теперь они коренные американцы».
Coolio — Gangsta's Paradise
Сезон 6, эпизод 5
Бивис и Баттхед неосознанно рассуждают о нереалистичности голливудской продукции.
Историческая справка: в 1995 году хит-сингл Gangsta's Paradise сделал рэпера Coolio международной звездой: сингл достиг первого места в чартах многих стран, включая Великобританию, Германию и США, где журнал Billboard назвал его песней № 1 по итогам 1995 года. В том же году песня была включена в саундтрек социальной драмы «Опасные умы», в которой героиня Мишель Пфайффер устраивается работать в школу, где учатся трудные подростки из неблагополучных семей. Нарезка кадров из фильма и составляет большую часть клипа к Gangsta's Paradise.
Что происходит в кадре: «Это, типа, из фильма, в котором белая тётка приходит в школу на районе и начинает учить всех, как получать хорошие оценки», — выдаёт синопсис «Опасных умов» Баттхед. «Ага, они постоянно снимают такие фильмы, в которых приходит училка и в конце все такие перестают быть бандитами, начинают получать хорошие оценки и идут в колледж. Это очень глупо». «Они должны снимать, типа, более реалистичное кино, — подхватывает мысль Баттхед. — Где училка отстойная, никто ничему не учится и в конце все остаются тупыми».
Bon Jovi — Something For the Pain
Сезон 6, эпизод 14
Бивис и Баттхед неосознанно рассуждают о противостоянии музыкальному снобизму и порождённым им стереотипам.
Историческая справка: на определённом этапе карьеры у софт-рокеров Bon Jovi в широких шовинистских кругах ценителей «настоящей музыки» сложилась репутация группы для девушек и для, как выразился бы Баттхед, слабаков, дохляков и слюнтяев. Сформировался стереотип, что песни группы настолько слащавы, что «настоящему мужику» слушать их, а уж тем более любить, — стыдно.
Что происходит в кадре: «Фу, Bon Jovi…» — презрительно хмыкает Баттхед. «Ну ты знаешь, Bon Jovi, типа, отстой, но в этой песне есть один такой момент, который мне, типа, заходит», — откровенничает Бивис. «Что ты сказал?! — Баттхед наносит Бивису серию оплеух. — Если ты ещё раз скажешь что-нибудь хорошее про Bon Jovi, я выбью из тебя всю дурь. Тебе начинает нравиться эта песня!» «А как тебе это? — Бивис ударяет Баттхеда между ног. — Мне нравится эта песня! Никто не может мне указывать, что отстой, а что нет! Так что отвали!»
Бонус-трек
Сабрина Карпентер — Skinny Dipping
Сезон 10, эпизод 9
Бивис и Баттхед неосознанно рассуждают о бессмысленности текстов некоторых поп-песен.
Историческая справка: Skinny Dipping — это лид-сингл с пятого альбома американской поп-певицы Сабрины Карпентер Emails I Can't Send (2022). В клипе певица пишет письма самой себе и кладёт их в коробку с надписью «это тоже пройдёт».
Что происходит в кадре: «Подождите-ка секундочку, здесь что-то не так, — Бивис обращает внимание на строчку из песни “мы плавали на краю скалы”. — Плавали на краю скалы? Это как? Я что-то не догоняю! Это не имеет никакого смысла…» — «Ну, может, это водопад», — выдаёт неожиданный для самого себя вариант Баттхед. «Не, не, тогда бы и был водопад, а не скала, — умело аргументирует Бивис. — Может, это детский бассейн? И он стоит на краю скалы? Но кто плавает в детском бассейне? Это невозможно! Я не понимаю…» — «Ну ладно, это просто тупая песня, успокоился? Кому какая разница?» — начинает раздражаться Баттхед. «Подождите-ка секундочку, — в голову Бивису приходит какая-то идея. — А что, если целая скала сделана из воды, и это лёд? Тогда получается, что скала — это часть… Не, ну это, вообще, какая-то фигня…»
Автор: Роман Дранников