«Пятый битл» (2024)

Режиссер: Джо Стефенсон

Кадр из фильма «Пятый битл»
Кадр из фильма «Пятый битл» Фото: Fourth Culture Films

«Ливерпульская четверка» известна на весь мир, однако о пятом участнике The Beatles знают немногие. А за сценой всегда стоял он — сердце группы, Брайан Эпстайн. Скорее всего, если бы 9 ноября 1961 года Брайан не отправился в ливерпульский клуб Cavern (его воссоздали для съемок), мир бы никогда не услышал о The Beatles.

Увидев The Beatles, Брайан понял, что сможет сделать группу популярнее Элвиса Пресли. И тут стоит обратиться к оригинальному названию фильма Midas Man, отсылающему к древнегреческому мифу. Все, к чему прикасался король Мидас, становилось золотом. У Брайана Эпстайна был похожая суперспособность. Этим «Пятый битл» и примечателен — в нем не демонизируется личность продюсера, как это обычно бывает, а реабилитируется.

«Обратно во мрак» (2024)

Режиссер: Сэм Тейлор-Джонсон

Кадр из фильма «Обратно во мрак»
Кадр из фильма «Обратно во мрак» Фото: Ciné

Чтобы понять Эми Уайнхаус, можно не изучать ее биографию, не обращаться к архивам и не смотреть оскароносный док Азифа Кападиа «Эми» (хотя лишним не будет). Нужно всего лишь внимательно слушать ее песни. «Обратно во мрак» как раз об этом. Структура байопика вторит творческому пути Эми: с момента задумки первых игривых песен на цокольном этаже родительского дома до написания проникновенных текстов уже в доме собственном. И практически все это время с Эми был Блейк Филдер-Сивил — ее вдохновитель и ее же губитель.

Этот роман разрушил Эми изнутри, но взамен высвободил прекрасное: знаковые композиции (исполнительница главной роли Мариса Абела превосходно поет сама) появились на свет благодаря любви, благодаря Блейку. Поэтому, несмотря на трагические обстоятельства, Уайнхаус прожила яркую жизнь: она просто делала что хотела. 

«Элвис» (2022)

Режиссер: Баз Лурман

Кадр из фильма «Элвис»
Кадр из фильма «Элвис» Фото: Warner Bros

Баз Лурман («Мулен Руж», «Великий Гэтсби») вновь снял роскошный карнавал. У одних от «визуального анархизма» закружится голова, у других заболят глаза, но те, кто ждал возвращения режиссера, будут счастливы. Да, в начале недоумеваешь от пестроты и хулиганства, но как только Остин Батлер превращается в Элвиса Пресли (тембр Батлера точно соответствует тембру Пресли), а харизма первого множится на харизму второго, заявленный размах оправдывает себя. После премьеры в Каннах фильм даже удостоили 12-минутной овации, а родственники Элвиса Пресли сказали, что картина понравилась бы самому Элвису.

«Уитни Хьюстон. Потанцуйте со мной» (2022)

Режиссер: Кейси Леммонс

Кадр из фильма «Уитни Хьюстон. Потанцуйте со мной»
Кадр из фильма «Уитни Хьюстон. Потанцуйте со мной» Фото: Black Label Media

Типичная для байопика проблема — желание вместить целую жизнь кумира в художественный фильм — здесь явно присутствует: в голых фактах из биографии Хьюстон сложно разглядеть причины проблем певицы. К счастью, холодный пересказ в духе «родился-работал-умер» разбавляется переснятыми выступлениями и клипами Уитни, и в эти моменты рождаются сильнейшие эмоции. Исполнительница главной роли Наоми Аки с полной самоотдачей выкладывается в концертных вставках. Как бы  в отместку тем, кто не позволил ей изобразить многогранную личность Хьюстон за сценой. Здесь трагизм реальной жизни Уитни Хьюстон повторился: истоки ее трагедии ушли вместе с ней. Но голос остался навечно.

Kneecap (2024)

Режиссер: Рич Пеппиатт

Кадр из фильма Kneecap
Кадр из фильма Kneecap Фото: DMC Film

Северная Ирландия — это непременно бунт, борьба, независимость. Своенравным характером выделяются и главные герои фильма — молодые, безработные, безбашенные. Одурманенные бездельники, похожие на ребят из сериала «Голяк», шатаются по Белфасту и ищут переключения. Когда они встречают школьного учителя музыки, рождается уникальная рэп-группа Kneecap.

Развлечения нон-стоп, песни исключительно на ирландском языке, Майкл Фассбендер в качестве боевика Ирландской республиканской армии — остросоциальное и политическое здесь органично существует с дико смешным. То ли комедия, то ли трагедия — не разберешь, но после просмотра так бешено пульсирует сердце, так заряжается дух, что тоже хочется начать чудить, не задумываясь о последствиях. Энергия! Фильм, кстати, взял Приз зрительских симпатий на Сандэнсе-2024, и, пожалуй, это едва ли не лучший прижизненный байопик про музыкантов, что выпускали в кино.

Подготовила: Ксения Балюк