
Полет сквозь время и пространство: чем запомнился фестиваль Vivacello
Восточный вояж
Концерт-открытие Vivacello наверняка пришёлся по вкусу любителям путешествий. Зрители Московской филармонии могли совершить символический перелёт из Москвы в Каир, не покидая зала: достаточно было услышать сочинение Longa Riadа египетского композитора Риада аль-Сунбати, в котором солировал иорданский музыкант Фади Хаттар. Он играл на редком инструменте — ребабе, своеобразной восточной виолончели, вызывающей ассоциации с медитативными практиками.
Кроме того, на концерте прозвучал морин-хуур — щипковый инструмент родом из Монголии. Представитель страны, музыкант Энхжаргал Дандарваанчиг, выступил в ярком национальном костюме и не только познакомил публику со специфическим, непривычным звучанием морин-хуура, но и показал, что этот инструмент органично сочетается с симфоническим оркестром.
На машине времени в эпоху париков и реверансов
Следующий концерт фестиваля Vivacello перенёс слушателей от музыки Востока к наследию европейских мастеров. Программа была посвящена французскому барокко, и публика модной столичной площадки «ДК Рассвет» ненадолго очутилась в галантной эпохе реверансов, пышных платьев и париков. Это время, когда чувства выражали через мадригалы — например, «Отчего, милый соловей» ди Буссе, — гостей на балах удивляли виртуозными клавесинными импровизациями вроде пьесы «Головокружение» Руайе, а предшественница виолончели, виола да гамба, звучала в страстной испанской фолии по Марену Маре.
Все эти специфические по звучанию сочинения представили музыканты, специализирующиеся на старинной практике исполнения: Алиса Тен, Роман Викулов, Руст Позюмский, Дмитрий Илларионов, Александра Коренева, Анна Кошкина и, конечно, Борис Андрианов.
Баттл двух виртуозов
На следующий вечер в том же ДК «Рассвет» прошла своеобразная «битва» двух мастеров исполнительского искусства — пианиста Андрея Коробейникова и виолончелиста Развана Сумы. Если первый давно знаком столичной просвещённой публике — он регулярно участвует в проектах Бориса Андрианова и часто выступает на академических площадках, — то талант зарубежного гостя слушателям ещё только предстояло оценить. Организатор и художественный руководитель CellEAST Festival, первого виолончельного форума в Румынии, оправдал ожидания, фактически проведя мастер-класс по игре на виолончели.
В дуэте с Коробейниковым Сума показал, как зажигательно могут звучать «Румынские танцы» и как одухотворённо-романтично могут петь их инструменты в Сонате Брамса. Прозвучали и впечатляющие «Пять пьес в народном духе» Шумана. Лаконичная камерная программа не давала расслабиться: артисты разговаривали друг с другом языком музыки настолько выразительно, что их диалоги были понятны и без слов.
Музыканты тоже умеют шутить
Четвёртый концерт фестиваля оказался самым дерзким, смелым и экспериментальным. Этого вау-эффекта и добивался Борис Андрианов, который организовал «Лабораторию свободного творчества» вместе с Всероссийской виолончельной академией, в состав которой входят юные виолончелисты, лауреаты международных конкурсов. Строгий Рахманиновский зал Московской консерватории в тот вечер превратился в джем-площадку, на которой музыканты откровенно баловались и шутили — можно сказать, это были настоящие виолончельные стендапы. В таком духе три часа пролетели как один миг: шесть молодых «лаборантов» искрометно импровизировали как ансамблем, так и с электроникой (Владислав Демин), ударными (Вартан Бабаян), роялем (Варвара Чиркина), голосом (Лейла Килани), саксофоном (Николай Винцкевич). Виолончелист-наставник Георгий Гусев и его подопечная Полина Тхай и вовсе продемонстрировали чудеса цирковой ловкости — вдвоём играли на одной виолончели. А лёгкий, непринуждённый конферанс музыкального блогера Александра Островского удачно соединил эти перформансы, показанные, впрочем, не смеха ради, а чтобы ещё раз доказать: фестиваль Vivacello не боится рисковать и пробовать новое.
Концерт с нотками латино
Закрытие Vivacello напоминало тёплую семейную вечеринку, где объединились все направления, эпохи и стили, звучавшие на протяжении фестиваля. Чувственное, романтичное «Концертино» Рихарда Штрауса легко сменилось квази-народным виртуозным «Диптихом» современного композитора Ефрема Подгайца для виолончели и домры — его исполнили Борис Андрианов и Екатерина Мочалова. Контраст не сбивал слушателей: ёмкие и точные вступительные слова лектора Московской филармонии Ярослава Тимофеева настроили на нужную «волну». Арт-директор фестиваля Борис Андрианов также вышел к микрофону, чтобы вручить премию «Большие надежды» молодому виолончелисту Ярославу Шмидту — награду, которая присуждается на Vivacello с 2021 года.
Однако главным украшением финального концерта стали сочинения с латиноамериканским темпераментом. «История танго» Астора Пьяццоллы в исполнении Бориса Андрианова, гитариста Артёма Дервоеда и Российского национального оркестра под управлением Михаила Татарникова переносила в кварталы Буэнос-Айреса, где витает дух свободы и творчества. А концерт «Святые и грешники» Кори Аллена, вобравший элементы джаза, блюза, босановы и даже музыки капоэйры, — на пляжи Копакабаны. Оркестр играл на редких и необычных ударных инструментах — гуиро, куике и маракасе из кокосовой шелухи: в финале наступило время тотального веселья.
Подготовила Надежда Травина