Евгений Трофимов
Евгений Трофимов Фото: пресс-служба

Кто вас увлек музыкой?

Папа. Когда я был маленьким, он включал дома Scorpions, Аллу Пугачеву, «Машину времени» — в общем, все, что было популярно в то время. Я слушал и понимал: заниматься музыкой  это круто. И пошел в музыкальную школу на класс баяна. Потом начал играть на гитаре. 

Свою нынешнюю музыку вы называете бард-роком. Увлечение бардовской песней тоже от папы?

Нет, это уже мой собственный выбор. Когда я учился в школе, я был, можно сказать, всеяден. Слушал все, что слушали мои ровесники: рэп, попсу, шансон... Очень любил Михаила Круга, например. Лет в 13 попал на бардовский фестиваль и уже там познакомился с творчеством Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, современных бардов  Павла Фахртдинова, Алексея Вдовина. Стриминговых площадок типа «Яндекс.Музыки» тогда еще не было, песни я слушал во «ВКонтакте». Начал сам писать стихи, сочинять музыку — ну и так закрутилось…

Но после школы вы поступили на географический факультет — не самый очевидный выбор для музыканта…

Я, честно сказать, не приветствую классическую школу музыки. Она меня никогда не интересовала. Играть на инструментах и писать песни я научился сам.

Зато я вырос в Барнауле, рядом  Республика Алтай. Еще со школы любил ходить в походы. И как-то сама собой нарисовалась мечта  поступить на географический факультет Алтайского государственного университета. Но летом после окончания школы я устроился на работу в детский пионерский лагерь и забыл подать документы в вуз. А когда вспомнил  было уже поздно. Пришлось идти в колледж при АлтГУ, а уже после я пошел учиться туда, куда первоначально хотел. В конце 2-го — начале 3-го курса я прошел кастинг на «Фабрику звезд», взял академ и уехал в Москву.  Я еще не понимал, где буду жить  в Барнауле или Москве, но не хотел занимать бюджетное место, поэтому решил забрать документы из института. Выбрал музыку. 

Кстати о «Фабрике звезд». К фабрикантам многие относятся со скепсисом, считают, что это слишком попсовый проект. Не жалеете об участии?

Я не люблю говорить, что участвовал в «Фабрике звезд». Хочу, чтобы меня воспринимали не как участника, а как самостоятельного артиста. На проект я попал, кстати говоря, случайно. Увидел рекламу в интернете и вообще сначала не хотел идти. Рассказал друзьям, а те меня уговорили попробовать. И меня взяли. Оглядываясь назад, я не жалею об этом опыте. Мне до сих пор нравятся все мои выступления. Не люблю пересматривать только номер с Евой Польной. Он странный. Не могу даже объяснить почему, это надо видеть. 

Фабрика дала мне много знакомств с другими музыкантами, научила работать с камерами. Но вот связей, как бы многие ни думали, проект мне не дал. К сожалению.

Фото: пресс-служба

Почему после Москвы вы вернулись в Барнаул?

После «Фабрики» я еще пару лет пел в группе «Север-17», но продюсеры особо не хотели нами заниматься, и мы решили продолжать карьеру каждый по одиночке. В Барнаул я вернулся по семейным обстоятельствам: у меня умер близкий человек. Потом понял, что смысла возвращаться в Москву уже нет. У людей почему-то есть стереотип, что если ты музыкант, то должен жить в Москве. Нет. Я и сейчас не хочу переезжать. Все участники группы  из Барнаула. Мы живем в XXI веке, можем за секунды созвониться с кем угодно из любой точки планеты. Во время гастролей тоже не испытываем никаких неудобств. Наши концерты часто проходят в городах Сибири, до которых из Барнаула добираться даже удобнее, чем из Москвы.

Вы написали «Птичку» HammAli & Navai, работали с другими музыкантами  Burrito, Bahh Tee, Настасьей Самбурской. Как началось ваше сотрудничество?

Я долго сотрудничал с лейблом Atlantic Records Russia. Оттуда мне приходили запросы на песни от артистов. Я отправлял треки Bahh Tee, который возглавлял лейбл, а он уже понимал, кому эта песня может подойти. Если она понравилась, ее покупали. 

Сейчас я продолжаю писать песни на заказ, но уже специально под музыканта. Начал сотрудничать с новыми исполнителями, пока не могу назвать с кем, их треки еще не вышли. 

Как появилась «Комната культуры»? 

Со всеми участниками группы я был знаком. Я написал несколько песен и в 2022 году предложил ребятам собрать группу. Название выбирали из порядка 300 вариантов. Мы пробивали его по музыкальным площадкам, чтобы не повторяться, и в итоге остановились на «Комнате культуры». Впервые на сцену мы вышли на День России   нас позвали выступить на одной из площадок. Послушать нас пришли около 200 человек  для нас это было много. Уже через полгода группу начали приглашать в другие города. Сейчас на наших выступлениях по 2,5 тысячи человек. Иногда желающих больше, чем может вместить в себя площадка.

Почему в названии трека пишут не просто «Комната культуры», а «Женя Трофимов и Комната культуры»?

Потому что изначально я выгружал песни на музыкальные площадки под своим именем. У меня появилась собственная аудитория. И чтобы привлечь ее к творчеству группы «Комната культуры» мы решили прописывать «Женя Трофимов и Комната культуры». И это сработало. Может быть, позже уберем мое имя и оставим только название группы. Не знаю, время покажет.

Ваш самый известный трек  «Поезда». Вы ожидали, что он станет таким популярным?

Не знаю, почему всем зашел этот трек. Может быть, он просто был вовремя написан, ведь у каждой музыки, как и у моды, есть свое время. В какой-то момент люди хотят слушать рэп, в другой  рок, потом что-то еще. Я написал «Поезда» за 20 минут и даже не думал, что песня так завирусится в соцсетях. Мы вообще никогда не делаем ставок, станет трек популярным или нет. Мы немножко другие музыканты, не питаем каких-то надежд. Просто работаем для нашей аудитории. 

Фото: пресс-служба

Кроме песни «Поезда», у вас есть «Самолеты», «Корабли». Вы специально придерживались какой-то темы транспорта или так случайно получилось? 

Случайно. Все до банальности просто  мне просто лень придумывать трекам названия, и я их называю так, как мне кажется правильным. Но на самом деле эти песни-то не про средства передвижения. «Самолеты»  про расставание, а «Корабли» я еще в 16 лет написал по спектаклю «Юнона и Авось».

Вы сами в каком лагере  тех, кто любит поезда, или тех, кто любит самолеты?

Все равно  поезд или самолет. Главное — быстрее добраться до места, а как  уже неважно. Мы в дороге чаще всего спим, поэтому все красоты, природа остаются незамеченными. Один раз, когда мы ехали из Питера в Москву, забыли гитариста Рому.  Ну как забыли: он положил в машину чемодан с паспортом в багажник, а тот захлопнулся и не открывался. Пока он решал, что делать, наш поезд уехал. Рома потом с помощью сервиса BlaBlaCar нас догонял.

Сколько времени вам нужно, чтобы написать песню?

Всегда по-разному. Бывает, происходит чудо и у тебя в голове уже целая песня, как было с песней «Поезда». А иногда я пишу текст месяцами. Например, «Море» я придумывал три месяца. Уже не надеялся ее написать. Сейчас она у меня самая любимая, потому что выстраданная. 

Кому-то, чтобы написать трек, нужно поплакать, чем-то оскорбиться или вдохновиться. У меня не так  я просто беру тему, пишу на нее стихи и сочиняю для них музыку. Для этого мне ничего не нужно, кроме отдельного помещения и гитары. Слова я пишу в заметки телефона, поэтому мне неважно, где я нахожусь. Бывает, что в магазин иду, а мне в голову приходят строчки. Останавливаюсь и записываю.

В конце лета вышел ваш первый клип. Почему на песню «Все они о тебе», а не на «Поезда»?

С песней «Поезда» и так все хорошо. Решили дать шанс новой песне и позвали на главную роль в клипе актрису Стасю Милославскую.

А как вы с ней познакомились?

Еще давно в соцсетях. Стасе нравится творчество нашей группы. И как-то в разговоре она сказала: «Если будете снимать клип, я хочу в нем сняться». Вот все и произошло. Во время съемки у нас неожиданно пошел дождь, но мы быстро сориентировались и добавили эти сцены в клип.

Следите за творчеством молодых музыкантов? 

Я консервативный человек. В основном слушаю музыку старых композиторов: Дмитрия Шостаковича, Алексея Рыбникова, Александры Пахмутовой. Слежу за творчеством любимых групп, например «Сироткин», ZOLOTO, кстати, жду его новый альбом. Очень редко, когда в мой список попадает кто-то новый.

Если бы вы могли записать совместный трек с любым музыкантом из любой эпохи, кто бы это был?

Если говорить об исполнителях, которые жили давно, наверное, ни с кем. Та музыка и без нас была прекрасной. Ну и не всегда совместки  это хорошо. Наша аудитория привыкла к нашей музыке, и не факт, что мы сможем попасть в их вкусовые предпочтения, записав песню с другим артистом. К этому нужно подходить с умом. 

Хотелось бы, наверное, поработать с представителями питерского рок-клуба 1990-х. 

Что касается современных артистов, мы уже планируем поработать с одной группой. Не буду раскрывать с кем, иначе будет неинтересно. Пока могу сказать, что это коллектив, с которым нас чаще всего сравнивают.

Некоторые музыканты используют различные способы продвижения ради просмотров, в том числе провокационные. Что вы никогда не сделаете ради хайпа?

Ради охватов мы вообще мало что делаем. Наша группа немножко аутентичная, мы  простые пацаны, можно сказать. Для продвижения у нас есть один основной инструмент  наша музыка. Конечно, мы пытаемся снять какие-то красивые рилсы, когда выпускаем новую песню. Стараемся выкладывать отчеты с концертов. У некоторых участников, в том числе и у меня, есть свои телеграм-каналы, где мы делимся личными переживаниями и общаемся с подписчиками. Я люблю в запрещенной сети сесть вечером и полайкать видео, на которых нас отмечают. Людям всегда приятно видеть, что артист, которого они отметили, увидел и отреагировал. Нам этого достаточно, а так, чтобы лезть из кожи вон, чтобы прославиться — нам этого просто-напросто не нужно.

Фото: пресс-служба

Вы называете себя «Поэт, который поет в “Комнате культуры”». Если говорить о поэзии: кого из поэтов любите?

Предпочтений масса. Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Вера Полозкова, Ах Астахова. Любимое произведение  «Поэма о первой нежности» Эдуарда Асадова. Всем советую прочитать.

После чтения стихов этих авторов во мне порождались чувства, которые я потом выливал в свои стихи. Некоторые фразы и приемы я заимствовал, и это нормально. Но у меня появились и свои фишки, например, я не ставлю знаки препинания в текстах, потому что не всегда знаю, как их правильно применять. Чтобы не делать ошибок, я просто их убираю. Ну и стихотворные строки часто у меня начинаются с союза. Я это делаю не специально, просто так получается.

В октябре стартует первый ваш большой тур по городам. Ждете?  

Да, хотим денег побольше заработать. Шучу. Ну конечно, ждем встречи с нашими слушателями, которые давно нас приглашали. Тур охватит 23 города. Перед ним у нас будет перерыв в две недели после выступлений, будем стараться следить за здоровьем. Но у нас нет такого, что «ура, мы едем в тур, как прикольно!». Мы взрослые музыканты, которые поедут работать. 

Что будете делать после тура?

Наш тур закончится большим концертом в Барнауле. Потом возьмем отпуск. Как его проведу, пока не знаю. Как решит жена (смеется).

Почему у группы «Комната культуры» до сих пор нет альбома?

Мы принципиально пока не записываем альбом. Для нашей стратегической составляющей это бесполезно. Лучше выпускать синглы, чтобы люди постепенно могли послушать все песни. Когда выходит альбом, люди обычно выбирают один любимый трек, а на остальные не обращают внимания. Сейчас мы работаем над несколькими песнями. Одну из них хотим записать в двух вариантах  как бы она звучала в Санкт-Петербурге и Барнауле.

Группа «Комната культуры»
Группа «Комната культуры»
Фото: пресс-служба

О чем она будет?

О любви, как и все наши песни.

Чем занимаетесь в свободное время? 

Я люблю кикбоксинг, горные лыжи. Все так же хожу в походы с друзьями в горы, мы часто ездим на дачу в баню. Продолжаю заниматься проектом «Женя Трофимов». В отличие от «Комнаты культуры», это более легкая, спокойная музыка, которую я играю под акустическую гитару. Музыка «Комнаты культуры» тяжелее. У других участников группы тоже есть свои проекты: у гитаристов Славы и Тима  своя рок-школа, у барабанщика Вовы  школа барабанов, гитарист Рома  риелтор. 

Главный совет начинающим музыкантам?

Писать много музыки. Сейчас я вижу ее переизбыток, слушатели стали очень рассеянны. Чтобы попасть в поток, нужно постоянно в нем быть. Если случится так, что вы станете успешным артистом, вам придется постоянно играть одни и те же песни на концертах. Поэтому советую заниматься только той музыкой, которая вам действительно нравится. 

Беседовала Ирина Филиппова