От поэзии – до музыки

Экскурсию по интеллектуальной Москве стоит начать с Пушкина. Но делать это нужно не на пересечении Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка, где когда-то стоял дом, в котором родился поэт (дома этого давно нет, на его месте построили школу, носящую, впрочем, имя А. С.), а возле московского дворца Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке (бывшая улица Хомутовка), куда в 1801 году семейство Пушкиных переехало.

Что такое Пушкин и его влияние на русский язык – с научной точки зрения? Это новые слова и выражения, которыми мы пользуемся в обычной жизни («не мудрствуя лукаво», «у разбитого корыта», «пир во время чумы»). Это элементы народной речи, сделавшие литературный язык более живым. Это прямой порядок слов и неполные предложения, благодаря которым ушли в прошлое громоздкие, невозможные для восприятия языковые конструкции. А еще усиление роли глагола как основного «двигателя» сюжета, популяризация буквы «ё» – в общем, нам есть за что сказать  спасибо москвичу Пушкину, проходя мимо одного из старейших гражданских зданий столицы – дворца Юсуповых.

Александр Скрябин – еще один москвич, без которого трудно представить интеллектуальную карту города. Он родился в Хитровском переулке, но, совершая прогулку, надо не забыть и Николопесковский, где прошли последние годы его жизни. Ведь именно здесь он написал свои самые известные произведения. И принимал важных гостей – среди них были Николай Бердяев, Всеволод Мейерхольд, Борис Пастернак и многие другие деятели искусства начала XX века. Сегодня в этом доме работает музей Скрябина – место, где можно ощутить атмосферу московского модерна.

Историки и искусствоведы более поздней поры утверждали, что ни один композитор не оказал на своих современников и ближайших потомков такого мощного воздействия, как Скрябин. С его собственной философской теорией. С идеями необходимого перерождения Вселенной и абсолютной творческой свободы личности. А еще – с введенными им понятиями «сфера нового звукосозерцания» и «звуковое тело», с утверждениями, что музыка – не просто форма искусства, а составляющая сущностного начала бытия. По сути, Скрябин открыл будущим поколениям новый музыкальный язык, новые гармонию, ритм и фактуру – саму организацию музыкального времени и устройство музыкальной ткани.

Классик архитектуры

Дальше можно пойти на Беговую, к Ипподрому, рядом с которым стоит здание Московского скакового общества. Или на Спиридоновку, к бывшему особняку купца Тарасова. Или на Моховую, к дому сотрудников Моссовета. Или в начало Ленинского проспекта, к дому № 11. Или, наконец, на Абельмановку, к зданию кинотеатра «Победа». Все это – творения Ивана Жолтовского, патриарха советской архитектуры, идеолога и вдохновителя «сталинского ампира». Человека значительного, загадочного, с цепким и изворотливым умом – умевшего грамотно выбирать для себя творческие цели и бить в них без промаха.

Жолтовский прожил долгую (91 год) жизнь и  стал автором и соавтором более 100 зданий (конечно, не только в Москве). Даже в эпоху самых яростных поисков новых форм и стилей он всегда отстаивал принципы классицизма. 

В его знаменитых «ночных бдениях» сначала участвовали близкие соратники, а затем и просто начинающие архитекторы, которые, как и мэтр, считали, что практика важнее голой теории. Некоторые утверждают, что Жолтовский не столько учил, сколько эксплуатировал молодежь, заставляя новичков отрабатывать все возможные неверные ходы и ошибки, именно поэтому его собственные проекты были практически безукоризненны. Может, и так. И все же Иван Жолтовский и его единомышленники оставили Москве великолепное наследие – здания, которые принято называть последней «классической архитектурной коллекцией» города. 

Высоты – высотки…

Вот мы и добрались до «семи сестер», семи сталинских высоток, построенных в Москве в 1947–1957 годах. Первые советские небоскребы – не только  архитектурные доминанты города, но и главные, после Кремля, символы столицы. Их конструкции и технологии, в том числе оформление фасадов, явились настоящим прорывом для советской строительной отрасли. Оформление внутренних пространств, ручная роспись потолков, бронзовые люстры и мраморные лестницы, лепнина и мозаики, особая система вентиляции, городские телефоны во всех квартирах, посудомоечные машины, даже измельчители бытовых отходов – высотки задали новую планку жизненного комфорта. 

«Башня-кристалл»

«Монблан» с его яркой авторской архитектурой от бюро СПИЧ – еще одна высота, которую взяла Москва. Как говорят в компании «Галс-Девелопмент», этот элитный жилой комплекс, силуэтом действительно напоминающий горную гряду с главной вершиной, позволяет посмотреть на Замоскворечье с современной высоты – и увидеть, как милый сердцу каждого москвича район, не изменяя историческому прошлому, формирует свой новый визуальный облик и новый характер. А каждая составляющая комплекса – будто черта этого характера: 27-этажная «башня-кристалл» в окружении 7–12-этажных корпусов с фасадами из натурального камня – величавая основательность. Квартиры здесь – хоть классические, хоть с личными террасами, хоть просторные пентхаусы – это свобода и привилегия жить в неспешном красивом Замоскворечье с прямыми видами на воду. Закрытый двор-парк на 7000 кв.м. – тишина, спокойствие и безопасность. Как в альпийской долине. Когда-то сталинские высотки точно так же меняли облик районов, можно сказать – саму их природу.

Прикладной интеллектуал

Финальная точка – Сыромятники. Кривоярославский, а ныне – Мельницкий переулок, 12, где в 1810 году родился великий хирург Николай Пирогов. Основоположника военно-полевой хирургии и анестезии, создателя первого атласа топографической анатомии можно назвать «прикладным интеллектуалом». Самые важные открытия Пирогова, хоть и делались в тиши научных лабораторий, тут же проверялись на практике: на Кавказе, на полях сражений Крымской и Русско-турецкой войн. Врач, воспитавший несколько поколений военных хирургов и таким образом спасший десятки тысяч жизней. И всего пятый по счету, но не по значимости человек, удостоенный звания «Почетный гражданин города Москвы» – «в связи с 50-летней трудовой деятельностью на поприще просвещения, науки и гражданственности».

Автор: Валерия Мозганова

Реклама

ООО "Специализированный застройщик "Галс-Шлюзовая"

Проектная декларация на сайте наш.дом.рф

erid: F7NfYUJCUneTSTQzbqhi