Почему фильм «Дау» называют «сталинским шоу Трумана». Разбираемся вместе с Le Monde
Что такое «Дау»?
«Дау» — многосерийный художественный фильм/арт-проект о жизни Льва Ландау, одного из создателей атомной бомбы. Премьера состоится 24 января в Париже. 15 серий общей длительностью 700 часов будут показывать круглосуточно до 17 февраля. На входе зрителей попросят оставить телефон и вместо него выдадут «дауфоны», они же аудиогиды. Гид предложит сначала посмотреть один из 15 фильмов, а затем поговорить или со священником, или с раввином, или с имамом, или с шаманом. После этого можно принять участие в научном эксперименте — например, надеть каску, способную довести зрителя до состояния сексуального возбуждения, поучаствовать в конференции, посмотреть театральный перфоманс и, наконец, выпить и закусить в баре. Все это время зрителей будут снимать.
Подготовка к съемкам фильма началась в середине 2000-х. Проект анонсировали как «погружение в клаустрофобный мир тоталитаризма». Чтобы воссоздать атмосферу СССР, режиссер построил в Харькове декорацию научного института, где актеры жили и работали. Как ранее писал «Сноб», в Харькове «построили микромир а-ля Москва начала пятидесятых, куда даже журналистов пускали, только приведя их в соответствие с временем проекта: стрижка и одежда по тогдашней моде, а в ночи мог приехать “воронок” и увезти в гэбуху».
Съемочная группа часто отходила от сценария, а камера была включена круглосуточно. В конце 2011 года съемки официально завершились разрушением декораций института и вечеринкой с участием нескольких сотен человек. Затем начался постпродакшн, продлившийся больше семи лет.
В чем обвинили Хржановского
Le Monde приводит данные американского сайта Glassdoor, который позволяет работникам анонимно оценивать условия труда. По отзывам участников «Дау», на съемочной площадке «царил харассмент и психологическое насилие». «Если вникать в “Дау”, на ум приходит триада: гигантомания, насилие, смута», — пишет газета.
Издание сообщает, что в одном из эпизодов героиня фильма после угроз агента КГБ засовывает в вагину бутылку. Из-за этой сцены проект покинули две французские актрисы, которые решили, что женщина «страдает на самом деле». Хржановский в ответ заявил, что «это всего лишь проститутка из БДСМ-борделя».
Также во время съемок один из участников проекта, неонацист Максим Марцинкевич вместе с приятелями избил и изнасиловал американского художника Эндрю Ондрежака, исполнявшего роль психолога. Марцинкевич ранее возглавлял группировки «Формат 18» и «Оккупай Педофиляй», а в конце 2018 года был приговорен к 10 годам строгого режима за разбой и хулиганство.
Le Monde утверждает, что участниками проекта манипулировали и они находились под постоянным наблюдением. По данным газеты, Хржановский установил прослушку и ждал «самых смачных моментов».
Французский астролог Люк Биже, сыгравший в одной из серий, рассказал: «Как только я встретил Наташу (одну из героинь проекта. — Прим. ред.), я почувствовал влечение. У нас было много свободного времени, и однажды мы напились и я занялся с ней сексом. На следующий день я проснулся совершенно больным и ничего не помнил. Тогда-то я и понял, что меня напоили специально. Так Илья (Хржановский) и действовал. Сценария не было, но был план. Все было подстроено. Но я не жалею. Фильм получился возмутительным, однако лично меня он освободил от комплексов».
Что еще говорят о «Дау»
The Guardian считает проект «погружающим в тоталитарный мир сталинским шоу Трумана», а GQ — «дичайшим экспериментом в истории кино».
«Фильм изменил всем нам жизнь, потому что это не просто актерский проект, где ты должен выучить текст и потом что-то сказать. Это о том, как тоталитарная система может убить ангела. Илья Хржановский собрал нас, современных ангелов, поставил на шахматную доску на место старых ангелов и делал над нами эксперименты тоталитарной системой», — цитирует исполнителя главной роли Теодора Курентзиса film.ru. Курентзис рассказал «Снобу», что на съемках он повредил межпозвоночный диск, когда снимали сцену драки. Она была реальной «для максимальной достоверности».
В пресс-службе проекта «Дау» не смогли оперативно ответить на запрос «Сноба» с просьбой прокомментировать обвинения, предъявленные Le Monde.