Главное из приговора:

  • В феврале 2012 года Цуркан стала членом правления «Интер РАО». С 2013-го по 2018-й эта должность не предусматривала доступ к государственной тайне — руководство компании исключило ее после перевода Цуркан из Молдавской ГРЭС в центральный аппарат «Интер РАО». Однако суд решил, что Цуркан фактически имела доступ к гостайне, поскольку «исполняла возложенные на нее обязанности по обеспечению экспорта и импорта электроэнергии».
  • В 2015-м заместитель министра энергетики России Вячеслав Кравченко передал Цуркан, которая на тот момент была гражданкой Молдавии, «сведения по вопросам внешней политики РФ» о поставках электроэнергии на территорию Украины в определенный период. Цуркан по поручению Минэнерго участвовала в подготовке проекта документа об этих поставках, прогнозируемых объемах и величине мощности. Эти данные переслали под грифом «секретно» заместителю председателя правительства. Они же остались у Цуркан в электронном виде на личном ноутбуке и на служебном компьютере.
  • В июне 2015-го «неустановленные должностные лица Минэнерго России» ознакомили Цуркан с поручением президента от 17 июня 2015 года № 6826 под грифом «секретно» о поставках электроэнергии на территорию Украины. Суд постановил, что тогда Цуркан решила, что эта информация может быть интересна молдавской разведке — и не позднее 29 сентября передала ее иностранным спецслужбам. При этом Цуркан, говорится в приговоре, действовала «умышленно против безопасности РФ, с целью выполнения поставленных перед ней молдавской спецслужбой задач, из корыстных побуждений».
  • Показания против Цуркан дал секретный свидетель, выступающий под псевдонимом «Агафонов А. А.». Он рассказал суду, что работает в разведывательном подразделении ФСБ, и передал данные о сотрудничестве Цуркан с молдавскими спецслужбами: копии анкеты шпиона с персональными данными Цуркан и трех донесений из молдавской спецслужбы в разведцентр НАТО со сведениями, якобы полученными от нее. По словам свидетеля, экс-менеджер «Интер РАО» получала за шпионскую деятельность материальное вознаграждение. Однако Агафонов отказался сообщить суду, откуда у него эти данные, а также не смог назвать хотя бы приблизительный размер вознаграждения, прокомментировал глава «Команды 29» Иван Павлов. «В соответствии с уголовно-процессуальным законом, единственным правовым последствием сокрытия источников от их проверки судом должно было стать исключение из числа доказательств показаний этого свидетеля, а также всех добытых им "улик" ввиду их недопустимости. Несмотря на это, суд положил эти доказательства в основу обвинительного приговора», — добавил адвокат.
  • Информацию о работе Цуркан на молдавскую разведку под псевдонимом «Карла» суду передали и два российских ведомства — СВР и ФСБ. «Команда 29» не смогла обнародовать «дюжину» таких сообщений, поскольку формально на них стоит гриф секретности. Однако адвокаты привели «наглядный, пусть и абстрактный пример». По словам Павлова, каждое из сообщений ФСБ — это письмо из одного оперативного подразделения ведомства в другое, оформленное на бланке и подписанное «для пущей важности целым генералом». В сообщениях заявлялось, что Цуркан работала на молдавские спецслужбы и получала за это крупные вознаграждения, имела допуск к гостайне и участвовала в заседаниях российского правительства, передвигалась во время визитов в Молдавию в сопровождении местных спецслужб, встречалась со своими «шпионскими» кураторами на конспиративных квартирах, а молдавская разведка продвигала Цуркан по карьерной лестнице в «Интер РАО». Как заметил Павлов, все сообщения представляли собой «смесь нейтральной общедоступной информации и откровенно лживых либо непроверяемых сведений». Защита Цуркан просила суд вызвать на допрос авторов этих сообщений, но ходатайства отклонили.

Что рассказали чиновники и сын друга Путина:

  • Гендиректор «Интер РАО» Борис Ковальчук — сын Юрия Ковальчука, друга президента России Владимира Путина — сообщил суду, что знаком с Цуркан с 2009-го и она зарекомендовала себя «уникальным специалистом в области зарубежных поставок электроэнергии». По его словам, у Цуркан возникали конфликты на переговорах с представителями иностранных государств и организаций при обсуждении вопросов «ограниченного доступа». При этом в приговоре нет упоминания слов Ковальчука о конфликте Цуркан с экс-главой Приднестровья Евгением Шевчуком, о чем ранее писал «Ъ».
  • Данные о поставках электроэнергии на территорию Украины были доступны «практически любому специалисту энергетической компании, принимающей участие в таких поставках», рассказали зампредседателя правления СО ЕЭС Федор Опадчий, подчиненный Цуркан Алексей Чекалов и бывший член правления НП «Совет рынка» Максим Русаков. По их словам, никому из них не сообщали о том, что эти сведения содержат гостайну. Чекалов утверждал, что сотрудники ФСБ «отговаривали коллег Цуркан от визита в суд для дачи свидетельских показаний», сообщает РБК. В приговоре об этом не говорится.
  • Бывший замминистра энергетики Андрей Черезов заявил, что контактировал с Цуркан «по мере возникновения вопросов касающихся международных поставок электроэнергии» «Интер РАО». Он сообщил, что Цуркан в 2014-2015 годах участвовала в совещаниях, проводимых под грифом «секретно».
  • Другой бывший замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, знакомый с Цуркан с 2012 года, охарактеризовал ее как «грамотного специалиста». По его словам, всех участников совещаний о поставках электроэнергии на территорию Украины предупреждали о «необходимости сохранять в тайне обсуждаемую информацию». Кравченко обменивался с Цуркан документами по электронной почте. О том, что у нее нет допуска к гостайне, экс-чиновник не знал.

Что важно знать:

Ранее адвокаты Цуркан предполагали, что подоплекой уголовного дела о шпионаже мог быть конфликт бывшего топ-менеджера «Интер РАО» с экс-главой Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) Евгением Шевчуком, поскольку у него есть связи в спецслужбах. Как рассказывал Ковальчук, в Приднестровье находится электростанция «Интер РАО», работающая на газе и угле. Последние годы она функционировала на первом виде топлива, которое закупали у самой республики, получавшей его почти бесплатно из России, писал «Ъ». По словам свидетеля, во время переговоров у Шевчука возник конфликт с Цуркан, которая от лица компании отказалась платить более высокую цену за газ и решила перевести станцию на уголь, поступающий из Украины. Тогда президент ПМР приказал перекрыть каналы поставки угля, после чего Цуркан остановила работу станции «и была объявлена врагом республики».

Сейчас Шевчук живет в России. Он покинул ПМР в 2017 году, а в 2018-м был заочно приговорен там к 16 годам строгого режима. Шевчук был фигурантом шести уголовных дел.

Другие новости:

«Ъ»: Минцифры планирует закрыть онлайн-доступ к некоторым госуслугам для россиян, отказывающихся сдавать биометрию. Ведомство это отрицает

«Будет много ситуационного юмора». Побывавшие в спецприемнике Сахарово снимут художественный фильм о своем опыте

Росгвардия проведет для студентов журфака МГУ лекции о том, как работать на протестах

Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь