Партнерами Эрмитажа по выставке стали «Русский национальный музей» и «Музей христианской культуры», предоставившие предметы из своих частных коллекций. Первый принадлежит коллекционеру Александру Иванову, второму музею покровительствует Голощапов — бывший глава ФГУП при управлении делами президента и бизнес-партнер Аркадия и Бориса Ротенбергов по СМП-Банку. Голощапов не ответил на запрос «Би-би-си».

Иванов — владелец части экспонатов выставки в Эрмитаже и основатель музея Фаберже в Баден-Бадене. Он называет себя миллиардером, пишет «Би-би-си», а также говорит, что владеет работами Леонардо да Винчи, Рембрандта и Боттиччели, отказываясь их показывать. Кроме того, Иванов заявляет, что в Петербурге хранится подлинная «Мона Лиза». По информации «Би-би-си», изначально музей Иванова в Баден-Бадене был зарегистрирован на Голощапова, а «Музей христианской культуры» — это филиал «Русского национального музея». Иванов же утверждает, что их сотрудничество и Голощаповым прекратилось.

«Би-би-си» также пишет, что в Италии работает культурный фонд, основанный женой Голощапова, почетный президент которого — директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Фонд посвящен наследию Леонардо да Винчи и устраивает выставки его работ, не признанных большинством экспертов.

Что еще известно:

Выставка Фаберже открылась в Эрмитаже в конце ноября 2020 года. В начале января коллекционер Андрей Ружников написал открытое письмо директору музея, в котором назвал некоторые предметы оттуда — например, яйца «Курочка», «Александр Невский» и «Юбилейное свадебное» — подделками и «вульгарным новоделом». В Эрмитаже отказались обсуждать подлинность экспонатов выставки.

Опрошенные «Би-би-си» эксперты тоже высказали сомнения по поводу подлинности «Курочки» 1885 года и «Юбилейного свадебного» якобы 1904-го. Настоящая «Курочка», по их словам, находится в частном Музее Фаберже, а экспонат Эрмитажа отличается от подлинного яйца навершием и каймой. «Юбилейного свадебного» же, пишет «Би-би-си», вообще не может существовать: упоминаний об этом яйце нет в документах императорского двора и мемуарах главного мастера Фаберже Франца Бирбаума. Кроме того, на яйце якобы 1904 года есть миниатюры с портретами двух великих княжон, которые написаны с фотографий 1906-го и 1910 года.

Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь