Слева направо: куратор арт-раздела журнала «Сноб» Юля Крюкова, экс-директор Пушкинского музея и сооснователь Фонда «Новые коллекционеры» Марина Лошак, основатель галереи pop/off/art Сергей Попов и художник Василий Кононов-Гредин
Слева направо: куратор арт-раздела журнала «Сноб» Юля Крюкова, экс-директор Пушкинского музея и сооснователь Фонда «Новые коллекционеры» Марина Лошак, основатель галереи pop/off/art Сергей Попов и художник Василий Кононов-Гредин Фото: Мария Хавторина

27 октября на Cosmoscow «Сноб» провел дискуссию «"Игра вдолгую". Мифология актуального и вечного в искусстве». В ней участвовали основатель галереи pop/off/art Сергей Попов, художник Василий Кононов-Гредин, экс-директор Пушкинского музея и сооснователь Фонда «Новые коллекционеры» Марина Лошак. Модератором выступила куратор арт-раздела журнала «Сноб» Юля Крюкова.

Основные тезисы

Искусство не является пророческим, скорее рефлексивным. Оно не предсказывает будущее, а помогает понять настоящее. «Искусство сегодня не находится в авангарде. Оно как бы движется в фарватере научных открытий и совершенно не может что-то рассказать нам о будущем. Но в этом-то как раз и состоит его ценность. Образы останавливают определенным способом время. Вообще культура занимается правильными остановками прогресса, чтобы мы могли подумать о мире и себе», — сказал Попов.

Искусство прошлого продолжает волновать и интересовать людей, так как оно резонирует с внутренним миром и опытом. Мифы и образы, созданные искусством, становятся частью коллективного сознания. Мы черпаем в них вдохновение, находим ответы на вечные вопросы, переживаем чувства и эмоции, которые отражают глубинные человеческие потребности.

Современное искусство часто вызывает непонимание и отторжение у широкой публики. Однако оно играет важную роль в циркуляции образов и смыслов, отражающих время. Это зеркало, где проявляется современная действительность со всеми сложностями и противоречиями.

Внешние факторы — экономические, политические, социокультурные — влияют на восприятие и оценку искусства, но не определяют его сущность. Оно всегда остается способом самопознания и выражения человеческого опыта. «Мы — отражение времени, сложившихся обстоятельств и переживаний, всего того, что происходит конкретно с нами и со всем вокруг нас. Сейчас для художника лучшее время: оказавшись в турбулентной ситуации, у него есть возможность сделать новые шаги в искусстве, которые мы все ждем», — заявила Лошак.

Нет необходимости популяризировать искусство насильно. Оно найдет своего зрителя, если будет создаваться с искренней любовью и стремлением расширить границы художественного языка. Искусство — это диалог между художником и его миром, между художником и зрителем, между прошлым, настоящим и будущим. И этот диалог никогда не прекращается. «Если у художника есть большое желание остаться в вечности, лучше это желание преодолеть. Оно ни к чему хорошему не приведет. Самое важное, наверное, что должен хотеть художник, — расширять и развивать язык искусства, его пределы. Потому что так он расширяет поле очень многих и разнообразных человеческих деятельностей. Но все должно происходить через любовь. То есть искусство должно нести в себе какую-то любовь к человеку», — отметил Кононов-Гредин.