Флоренция, джаз и безответная любовь: чем удивил IX Международный фестиваль искусств в Клину
С 23 июня по 2 июля в Клину прошел IX Международный фестиваль искусств П.И. Чайковского. Художественным руководителем стал маэстро Юрий Башмет, на сцене музея-заповедника выступили Денис Мацуев, Ильдар Абдразаков и другие известные музыканты. Суммарно мероприятия посетили свыше 8 тысяч человек. О главных событиях фестиваля — в материале «Сноба»
Концерт Федора Шаляпина под открытым небом
Фестиваль открыл гала-концерт, посвященный 150-летию со дня рождения Федора Шаляпина. В образе русского баса предстал Ильдар Абдразаков, который исполнил программу из репертуара великого оперного певца: Варяжского гостя из «Садко», Дона Базилио из «Севильского цирюльника», Мефистофеля из «Фауста» и другие известные всему миру произведения. Появление Абдразакова на сцене не случайно: у них с Шаляпиным схожие голоса — к слову, именно Абдразаков стал голосом Шаляпина в одноименном сериале.
«Рассказ о безответной любви»
24 июня в Клину говорили о любви, а литература объединилась с музыкой. В сопровождении Камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета артисты МХТ имени А.П. Чехова прочли семь рассказов о любви и ее гранях, какими их запечатлели Бунин в «Легком дыхании», Горький в «Рассказе о безответной любви», Булгаков в «Псалме» и другие литературные классики.
Оригинальную музыку к концерту-спектаклю написал композитор Кузьма Бодров. «Музыка здесь в каждой части разная, но она из одной вселенной. Грани любви разные, любовь не всегда это счастье или что-то приятное, иногда это боль, иногда это жертва. Поэтому здесь очень разные лики любви. С одной стороны, это единый организм, с другой стороны, каждая пьеса — это совершенно другая органика», — отметил Бодров.
«Одной ногой касаясь пола, другою медленно кружит»
В этом году в вечер балета фестиваль чествовал наследие Майи Плисецкой. Полвека назад балерина вышла на сцену Большого в «Кармен-сюите», а 25 июня на сцене музея-заповедника во вневременном образе Кармен появилась Кристина Кретова. В постановке была сохранена оригинальная хореография Альберто Алонсо и декорации Бориса Мессерера.
Воспоминания о Флоренции
Современное прочтение 24-го каприса Никколо Паганини в стиле Бетховена, Брамса, Чайковского, Прокофьева и Берга, струнный секстет «Воспоминания о Флоренции» Чайковского, Концерт для фортепиано и трубы №1 Шостаковича — такая разнообразная программа ожидала слушателей в четвертый день фестиваля. В концерте участвовали пианист-виртуоз Денис Мацуев и маэстро Юрий Башмет.
В ритме джаза
1 июля фестиваль погрузился в мир джаза. На сцене выступил Большой джазовый оркестр под руководством Петра Востокова. Программа концерта представляла собой разнообразную музыку «от эпохи Мендельсона до саксофона», — как любил говорить Леонид Утесов. Одним словом, гости фестиваля побывали на ярком и насыщенном концерте, способном вызвать самый широкий спектр эмоций, от меланхолии и грусти до радости и восторга.
Тот самый рояль
Одновременно с фестивалем в Москве и Санкт-Петербурге проходил XVII Международный конкурс имени П.И. Чайковского. По традиции его жюри пригласили на экскурсию по музею-заповеднику П.И. Чайковского в Клину, где в кабинете-гостиной они смогли исполнить несколько произведений на рояле композитора. Уникальной возможностью не преминул воспользоваться лауреат второй премии первого Международного конкурса Лю Шикунь — он сел за тот самый рояль композитора во второй раз за долгие 65 лет.
«Фигаро здесь, Фигаро там»
Кульминацией фестиваля стал гала-концерт закрытия. «Геликон-Опера» представил оперу Моцарта «Свадьба Фигаро». Произведение было выбрано не случайно. Чайковский боготворил Моцарта: восхищение его музыкой он пронес через всю жизнь – от ранних детских воспоминаний до создания сюиты «Моцартиана» на темы моцартовских произведений.
Помимо этого, в знак преклонения перед гением Моцарта Чайковский перевел оригинальное либретто «Свадьбы Фигаро» с итальянского на русский — именно в его переводе опера была исполнена на сцене фестиваля.
Подготовила Полина Шевцова