Музей русского импрессионизма представил план выставок на 2026 год
Помимо трёх выставок в собственных залах, запланированы экспозиции в Ростове Великом, Великом Новгороде, Владивостоке и Твери
Выставка митрополичье варенье в Ростове Великом. Константин Юон. Ворота Ростовского кремля. 1906
Фото предоставлено Музеем русского импрессионизма
В 2026 году Музей русского импрессионизма отметит десятилетие. Программа, сформированная учреждением на юбилейный год, охватит культурный пласт от 1830-х до 1930-х годов — в ней будут представлены известные и новые имена.
До 25 января на всех этажах музея работает выставка «Свой человек. Владимир Гиляровский», посвящённая репортёру и его отражению Москвы в живописи Маковского, Экстер, Дейнеки, а также техническим новинкам начала XX века из фондов Политехнического музея.
Под маской. Михаил Нестеров. Екатерина Петровна Нестерова в маскарадном костюме итальянской монахини. 1914. Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа Фото предоставлено: Музей русского импрессионизма
Под маской. Богданов-Бельский Николай Петрович. Портрет светлейшего князя А. К. Горчакова. 1910-1911. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Фото предоставлено: Музей русского импрессионизма
Под маской. Николай Сапунов. Маскарад. 1906. Cобрание KGallery, Санкт-Петербург. Фото предоставлено: Музей русского импрессионизма
Под маской. Виктор Штемберг. Испанка. 1900. Самарский областной художественный музей Фото предоставлено: Музей русского импрессионизма
Под маской. Василий Лебедев. Девочка в маскарадном костюме. 1905. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко Фото предоставлено: Музей русского импрессионизма
Под маской. Борис Тимин. Карнавал в парке культуры и отдыха. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского Фото предоставлено: Музей русского импрессионизма
12 февраля откроется первая выставка юбилейного года — «Под маской». Она расскажет о карнавалах и маскарадах XIX–XX веков. Феномен пышных балов с переодеваниями раскроют работы из Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Ярославского художественного музея, Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко и других музейных и частных собраний. Выставка, на которой будут показаны работы Владимира Маковского, Сергея Судейкина, Сергея Виноградова, Абрама Архипова и других художников, продлится до 24 мая.
Школа Званцевой. Владимир Дмитриев. Женщина в пейзаже. Частное собрание Фото: Музей русского импрессионизма
Школа Званцевой. Надежда Лермонтова. Поздние цветы. 1916. Собрание Аллы Есипович-Рогинской Фото: Музей русского импрессионизма
Школа Званцевой. Владимир Дмитриев. Балерина у окна. Мадонна. 1922–1923. Частное собрание Фото: Музей русского импрессионизма
Школа Званцевой. Владимир Дмитриев. Автопортрет. Конец 1910-х. Частное собрание Фото: Музей русского импрессионизма
Школа Званцевой. Фавста Шихманова. В Царском селе. Осенью. Около 1917. Собрание Аллы Есипович-Рогинской Фото: Музей русского импрессионизма
С июня по октябрь в музее будет организована лаборатория модернизма, где представят творчество художников из частной школы ученицы Ильи Репина Елизаветы Званцевой. Работы ведущих преподавателей школы нового образца Льва Бакста, Мстислава Добужинского и Кузьмы Петрова-Водкина в диалоге с произведениями их студентов — от известных Елены Гуро и Михаила Матюшина до редко звучащих сегодня имен Фавсты Шихмановой и Раисы Котович-Борисяк — покажут, как званцевцы меняли художественный язык эпохи, предлагая оригинальные и выразительные решения в области цвета и формы.
Закрытые фонды. Наталия Гончарова. Весна. Частное собрание Фото предоставлено: Музей русского импрессионизма
Закрытые фонды. Роберт Фальк. Нищий. 1924. Собрание В. М. Шустера Фото предоставлено: Музей русского импрессионизма
Закрытые фонды. Юрий Анненков. Мастерская художника. Около 1925. Частное собрание Фото предоставлено: Музей русского импрессионизма
Третья крупная выставка года — «Закрытые фонды». Она начнётся в октябре и завершится в январе 2027 года. Главная тема проекта — реорганизация творчества после революции 1917-го и искусство начала XX века, столкнувшееся с «культурой отмены». В залах развернутся истории художников, которые столкнулись цензурой, жесткой критикой, репрессиями и эмиграцией. Посетители увидят произведения Аристарха Лентулова, Юрия Анненкова, Роберта Фалька и других мастеров, чьё творчество оказалось на десятилетия «отмененным», а работы — спрятанными в музейные хранилища.
Наряду с тремя главными выставками в центральных залах запланированы внешние экспозиции в Ростове Великом, Великом Новгороде, Владивостоке и Твери.