В учебниках истории постсоветских стран Россия часто описывается как колониальная держава. Научные сотрудники изучили содержание учебников из стран Ближнего Востока, постсоветского пространства, а также Китая. Об этом пишет РБК со ссылкой на исследование Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН).

Согласно результатам исследования, в большинстве учебных материалов постсоветских стран Россия представлена как государство, которое угнетало народы на присоединенных территориях.  По словам младшего научного сотрудника отдела Ближнего и постсоветского Востока ИНИОН РАН Разиля Гузаерова, многие авторы уделяют значительно меньше внимания вкладу России в развитие этих регионов.

В качестве примера в исследовании приводится содержание учебников Казахстана для старших классов, где политика Российской империи описывается как агрессивная и приводящая к социальным конфликтам. В учебных материалах Азербайджана советская власть рассматривается как результат военной оккупации, поддержанной внутренними предательскими силами.

Однако в учебниках Кыргызстана и Таджикистана влияние России представлено в более положительном свете, а в Израиле Российская империя и Советский Союз описываются как антисемитские режимы. В исследовании также говорится, что иранские историки делают акцент на последствиях русско-персидских войн, изображая Россию как государство, преследующее экспансионистские цели.

По мнению авторов исследования, такое «продвижение в учебниках истории ложных и искаженных событий формирует негатив по отношению к России». Они также считают, что в будущем это может стать причиной развития «ксенофобии и русофобии».