Все четыре акционера «Алиэкспресс Россия» — китайская Alibaba Group, холдинг USM Алишера Усманова, VK Group и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) — отказались продолжать инвестиции в проект. Об этом сообщает The Bell со ссылкой на источники на российском рынке e-commerce.

VK решила остановить вложения еще в конце 2021 года. Тогда новые владельцы компании — «Согаз» и Газпромбанк — начали урезать затраты на активы, не связанные с медиа. За первый квартал 2022-го VK списала около 10 млрд рублей в совместном предприятии из-за обесценивания доли.

По словам собеседников издания, Alibaba в конце февраля сообщила партнерам, что больше денег на развитие проекта давать не будет.

«Alibaba — публичная компания, она торгуется на нью-йоркской фондовой бирже, имеет много взаимосвязей с американским рынком и институтами. Никто убиваться за российский проект не будет. Особенно с учетом непонятных перспектив роста рынка...», — пояснил один из источников The Bell.

Затем в «Алиэкспресс» перестали инвестировать USM и РФПИ, так как попали под санкции и «им стало не до этого», отмечает один из собеседников издания. Однако, по его словам, основным триггером стал отказ Alibaba от новых вложений — компания «была главным стратегом».

В 2022 году Alibaba планировала вложить в компанию 20 млрд рублей, рассказал источник издания. В последний раз акционеры «Алиэкспресс Россия» вкладывались в компанию в августе 2021-го. Согласно официальным данным, Alibaba инвестировала 192 млн долларов, а VK – 60 млн долларов. В отчетности китайской компании говорилось, что в раунде участвовали и остальные акционеры. Всего «Алиэкспресс» получил 400 млн долларов (около 30 млрд рублей по курсу на тот момент).

Что еще известно:

Штат «Алиэкспресс Россия» в этом году сократился более чем на 50%, утверждает собеседник The Bell. С конца февраля компания уволила до 700 человек, рассказал другой источник издания. В 2021 году в штате «Алиэкспресс» было около тысячи сотрудников.

Компания также сокращает свои крупнейшие логистические проекты. В конце сентября стало известно, что компания отказывается от большей части площадей в строящемся логопарке «Обухово» в Московской области. Там «Алиэкспресс» планировал арендовать 180 тысяч квадратных метров. По словам собеседника издания, компания ищет покупателей на строящийся в Екатеринбурге логистический терминал, который должен был стать первым большим собственным региональным складом «Алиэкспресса» в России.

Источники The Bell также рассказали, что компания практически полностью остановила все рекламные кампании и все маркетинговое продвижение — остались только те проекты, которые были спланированы до прекращения инвестиций. Издание отмечает, что лицо «Алиэкспресс» — Максима Галкина* — в сентябре внесли в список «иностранных агентов».

Компания отказалась и от локального маркетплейса, способного конкурировать с Wildberries, Ozon и «Яндексом». На развитие площадки у команды ушли последние три года.

* Внесен(а) в реестр Минюста как СМИ-иностранный агент