Дмитрий Кириллов
Дмитрий Кириллов Фото: пресс-служба Федерального агентства водных ресурсов

В 2023 году Индия стала первой страной, которая осуществила посадку космического корабля на Южный полюс Луны. Китайское национальное космическое агентство (КНКА) и Роскосмос собираются создать Международную научную станцию в районе бассейна Южного полюса Луны — Эйткен. В свою очередь, НАСА также планирует расположить лунную базу «Артемида» в той же самой области спутника Земли. Этот район «медом намазан»? Нет. Вода — вот главная цель разворачивающегося на наших глазах галактического «мега-квеста» космических супердержав. Метафора здесь не применима, поскольку для полетов на другую планету и обустройства на ней человеку необходим незаменимый для жизни ресурс — вода. Доставлять ее с Земли технически возможно, только цена одного литра по стоимости полетов сегодня будет колебаться от половины до полутора миллионов долларов. Именно в район Южного полюса Луны устремились исследователи после того, как мир узнал о наличии молекул воды в полярном лунном грунте, что было доказано в том числе в ходе анализа доставленных на Землю образцов. В свою очередь, сложность рельефа и необходимость поиска новых технологий делает эту задачу непростой, но решаемой в перспективе, и помимо прочего, придает особый смысл теме альбома 1973 года знаменитой группы «Пинк Флойд» о встрече на «Темной стороне Луны».

А пока что вернемся на нашу Землю, где разворачивается не менее сложная борьба планетарного масштаба — за доступ к чистой и доступной питьевой воде, которого сейчас, по данным ООН, лишен каждый четвертый житель планеты, а к безопасной санитарии — население более половины государств мира. При этом нельзя забывать о том, что с использованием водных ресурсов связано свыше 90% экономики, включая продовольственную безопасность — сельское хозяйство, промышленность, транспорт, строительство, добычу полезных ископаемых и другие сферы, что определяет ключевую роль воды в человеческой жизнедеятельности.

Изменения климата, рост населения, увеличение антропогенной нагрузки на природу, деградация экосистем, таяние ледников, растущее количество и интенсивность природных катастроф, в том числе наводнений и засух, ведут к обострению водной проблематики для всех стран, а также могут вызывать напряжение в межгосударственном сотрудничестве, что, например, происходит сейчас вокруг строительства Эфиопией плотины на реке Нил, осложнившей отношения с Египтом и Суданом.

В целях поиска ответов на вопросы в области водных ресурсов предпринимаются усилия на национальном, региональном и международном уровне: обеспечение всеобщего доступа к чистой воде включено в цели устойчивого развития ООН, принятые всеми странами; проводятся Водные конференции ООН; работают многочисленные конвенции, в том числе Конвенция по трансграничным водотокам и международным озерам, по охране морской среды Каспийского, Балтийского морей; комиссии по сохранению рек, включая Амазонку, Меконг; двусторонние соглашения и другие механизмы. На этих площадках осуществляется обмен опытом, поиск согласованных решений на общие и схожие проблемы сохранения и рационального использования ресурсов.

В то же время следует отметить, что в последнее время деятельность многих механизмов регионального и международного взаимодействия оказалась подверженной геополитическим факторам, что сказывается на эффективности поиска совместных решений общих проблем. Россия тем не менее будет продолжать проводить свою линию в водной тематике на мировой арене, в первую очередь на площадках ООН, и добиваться укрепления своих позиций.

Приоритетное направление — дальнейшее развитие и укрепление сотрудничества со странами Центральной Азии и соседними государствами, с которыми у нас не только общее прошлое, но и будущее, в том числе путем внедрения инновационных подходов, разработки и реализации совместных проектов и программ.

Состоявшийся в прошлом году Второй Саммит Россия — Африка придал новый импульс развитию отношений с дружественными государствами континента, в том числе в области водных ресурсов, которые требуют внимательного осмысления и разработки планов действий.

В свою очередь, БРИКС в новом формате может стать уникальной площадкой поиска согласованных ответов на проблемы современности в области водных ресурсов, особенно с учетом роста его влияния на международной арене. Председательство России в этом объединении в 2024 году могло бы стать хорошим моментом для инициирования процесса формирования механизма взаимодействия по водной тематике в расширенном составе. При этом следует использовать объединяющие и схожие подходы к решению водных проблем, а не отличия в ресурсном потенциале, состоянии и практике управления водохозяйственного комплекса стран-членов организации. Конечно, мы понимаем разницу приоритетов водной политики Бразилии и ЮАР, Индии или Эфиопии; Китая и Саудовской Аравии, Египта, Ирана или ОАЭ. В то же время, гораздо важнее определить сходство проблем, решение которых будет способствовать формированию согласованных и совместных подходов и действий.

Среди них: совершенствование эффективности управления, в том числе за счет повышения квалификации и подготовки кадров, внедрения цифровых технологий, применения новых финансовых инструментов, вовлечения населения, особенно молодого поколения, в деятельность по охране окружающей среды, использование водосберегающих технологий и другие.

Россия готова предоставить партнерам многое, руководствуясь подходом: «Мы можем предложить больше, чем деньги — наши знания и опыт». Российская Федерация обладает уникальным опытом решения проблем в сфере водных ресурсов — нами обновляются документы стратегического планирования: Водная стратегия; организована работа на проектной основе — на федеральном уровне и в рамках отдельных бассейнов: Национальные проекты по сохранению уникальных водных объектов и бассейна реки Волги; разрабатываются схемы комплексного управления водными объектами; организовано вовлечение молодого поколения в рачительное отношение к воде, развито волонтерство по очистке рек и озер. В международном масштабе действуют механизмы сотрудничества по трансграничным водным объектам с 9 соседями; участие в деятельности механизмов по сохранению Каспийского и Балтийского морей, многочисленных конвенциях в области охраны окружающей среды.

Уверен в том, что наши партнеры по БРИКС могут представить свои достижения и возможности, объединив которые мы можем достигнуть больших результатов, которые будут иметь глобальный характер. В свою очередь, решение проблем обеспечения доступа населения к чистой воде на Земле позволит увереннее двигаться к ее добыче на других планетах.