«Научная елка WOW! HOW?» на сцене
«Научная елка WOW! HOW?» на сцене
Фото здесь и далее: пресс-служба

Каким должно быть образование для детей поколения Альфа

Сегодняшние школьники — это поколение Альфа, те, кто родился после 2010 года, первое поколение, которое с рождения живет в цифровой среде. Многие дети учатся взаимодействовать с цифровыми устройствами раньше, чем начинают говорить. Этим они отличаются от предыдущего поколения Z, представители которого осваивали информационные технологии в более позднем возрасте.

Поколение Альфа воспитывается на других игрушках, возможности, которые у них есть, отличаются от тех, что были у детей Z. Они совмещают рисование на бумаге и планшете, привыкают к родительскому чтению в ридерах, предпочитают музеи с виртуальной реальностью, самостоятельно находят себе мультфильмы в смарт-телевизоре.

Такое раннее накопление «цифрового» опыта неизбежно влияет на развитие ребенка. Исследования психологов показывают, что детям Альфа нужно больше наглядности. Картинки в учебниках и рассказы учителя их не захватывают — для них интереснее зрелищные демонстрации и hands-on-активности, когда дети делают что-то своими руками и сразу видят результат своих действий. 

Методика преподавания в школе пока не успевает подстроиться под особенности развития сегодняшних школьников. Вот только несколько самых острых проблем: 

  • ребенок управляет своим познанием — ему необходима большая самостоятельность в занятиях, которой нет в школе;
  • в вопросах объема и глубины знаний учитель не выдерживает конкуренции с интернетом, а школьный учебник проигрывает по содержательности цифровым источникам информации;
  • обострилась проблема мотивации — ребенку, у которого в кармане лежит постоянно подключенный к интернету смартфон и любые знания находятся на «расстоянии пары кликов», очень трудно объяснить, зачем нужно учиться.

В результате дети много времени проводят в гаджетах за просмотром развлекательного контента, который не приносит пользы. Очевидно, что запретами эту проблему не решить, нужен способ переключить внимание ребенка на потребление полезной информации, а еще лучше — заинтересовать и мотивировать на получение знаний. Одним из эффективных инструментов для решения этой задачи может стать образовательная технология эдьютейнмент.

Эдьютейнмент: образование + развлечение

Процесс получения новых знаний не обязан быть формальным и скучным — его можно сделать интересным и захватывающим. Идея совместить образование (education) и развлечение (entertainment) реализована в современной технологии обучения Edutainment, которая вошла в практику на рубеже 2000-х годов. 

Это сочетание традиционного содержания образования и новых методов подачи информации с использованием современных технологий. Цель Edutainment — создать у обучающегося положительные эмоции и убедить его в том, что получение знаний может быть увлекательным. Занятия в формате Edutainment могут проходить в парке, музее, офисе, галерее, клубе — везде, где можно получить информацию по какой-либо теме в непринужденной обстановке. Например, мы используем принципы Edutainment при проведении «Научных елок WOW! HOW?» для школьников в возрасте от 6 лет. 

«Научная елка WOW! HOW?» на сцене
«Научная елка WOW! HOW?» на сцене

«Научная елка WOW! HOW?»: как это происходит

Идея совместить науку со зрелищем возникла у нас с моим партнером Сергеем Шкляевым, когда мы вместе работали в крупной организации, которая занимается дополнительным образованием школьников. Я окончил МИФИ и преподавал физику, он окончил мехмат МГУ и преподавал математику. С наукой и преподаванием мы оба были знакомы не понаслышке.

Во время работы сложилось ощущение, что требования школьной программы по изучению естественных наук имеют очень мало общего с самими этими науками. Детям очень трудно понять, чем занимаются эти науки и зачем они вообще нужны. Ученику дают какие-то формулы, заставляют решать какие-то шаблонные и неинтересные задачи. В результате, даже успешно освоив школьный курс физики, ребенок на самом деле не понимает, ни зачем нужна физика, ни как устроен мир. Возникла идея показать условному шестикласснику ту захватывающую науку, которую студенты обычно начинают изучать на втором курсе. Причем показать так, чтобы ребенок на собственном опыте убедился: наука совсем не страшная, наоборот, страшно интересная. 

О том, насколько успешно удалось решить эту задачу, говорят восторженные отзывы детей и их родителей, побывавших на наших мероприятиях. И в этом году мы проводим научную елку снова. 

Мероприятие состоит из двух больших частей. Первая часть — это демонстрации и мастер-классы, которые проходят в фойе до начала представления. Вторая часть — часовой интерактивный спектакль на большой сцене.

На демонстрациях и мастер-классах детям показывают физические и химические эксперименты, объясняют суть наблюдаемых явлений, рассказывают о законах природы. Дети могут задать вопросы, поучаствовать в проведении опытов, повторить их своими руками. Важно, что при этом детям раскрывают все или почти все «секреты фокусов»: они на собственном опыте убеждаются, что научные знания помогают творить настоящие чудеса. Огромную роль в процессе занятий играет непосредственное взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, которое создает ощущение погружения и сопричастности.

Эксперименты в фойе предваряют более грандиозные и зрелищные демонстрации, которые дети увидят на сцене во время спектакля. Детям и их родителям мы также даем некие референсы: говорим, где можно найти дополнительную информацию по теме, что почитать, какие видео посмотреть. 

Сценарий представления каждый год мы делаем новый, для разработки экспериментов и демонстраций привлекаем вузовских преподавателей естественнонаучных дисциплин: физики, химии, биологии. Главная задача при этом — просто и интересно донести сложные научные концепции. 

В этом году мы будем говорить об истории появления и «биографии» Деда Мороза, поэтому к рассказу о древних поверьях и зимних праздниках мы дополнительно привлекли этнографов и специалистов по фольклору.

«Научная елка WOW! HOW?» на сцене
«Научная елка WOW! HOW?» на сцене

Чего не стоит ожидать от Edutainment

Технология Edutainment стала общепризнанным дополнением системы образования, но не может заменить его полностью. Важно понимать, что далеко не любую информацию можно и нужно подавать таким способом и обучение через развлечение не заменяет систематическую работу учащегося. 

Объем знаний, который должен усвоить ребенок для жизни в современном мире, очень большой — на освоение их всех в развлекательной форме нет ни времени, ни возможностей. Базовые знания, такие как таблица умножения, нужно просто выучить, а фундаментальное образование невозможно получить без систематической работы.

Основная задача Edutainment — пробудить природную любознательность ребенка, его тягу к новому, мотивировать его разобраться в сути наблюдаемых «чудес». Если это удается, ребенок начинает учиться самостоятельно. Гаджеты перестают быть отвлекающим фактором: смартфон превращается в инструмент для поиска и получения информации. Он помогает быстро находить ответы на возникающие у ребенка вопросы, обеспечивая мгновенный доступ к электронным энциклопедиям, библиотекам и тематическим видеоканалам. 

На этом этапе необходима помощь родителей и учителей. Они должны научить ребенка ориентироваться в море информации: выделять главное, отсеивать несущественное, отличать достоверную информацию от фейков.

Перспективы Edutainment

Технология продолжает развиваться, расширяется сфера ее применения. Например, многие музеи уже организовали обучающие площадки для школьников, и с каждым годом их становится больше. В интернете увеличивается количество высококачественного образовательного контента, который с успехом конкурирует с развлекательным.

У родителей появляется возможность дополнить, расширить и углубить школьное образование, заполнить свободное время ребенка полезными развивающими занятиями, разжечь его мотивацию к самостоятельному получению знаний, помочь стать более эрудированным.