Почему креативность — ключевой навык будущего
Креативное мышление становится ключевым навыком сотрудника для работодателей. По последнему отчетуВсемирного экономического форума «Профессии будущего — 2023», креативность теперь стоит почти на равных с аналитическим мышлением, которое долгое время держало пальму первенства. Креативное мышление вышло на второе место, сместив навыки самоэффективности на третье. И, судя по всему, это только начало — в ближайшем будущем креативность может и вовсе обойти аналитику. Если в 2020 году почти на 38% больше компаний считали аналитическое мышление важнее креативного, то к 2023-му эта разница сократилась до 21%. По данным опроса, 73,2% компаний подтверждают, что значимость креативности растет с каждым годом, хотя важность аналитического мышления, по мнению 71,6% компаний, тоже будет возрастать.
Креативность — это как суперсила в современном мире, и работодатели готовы платить большие деньги тем, кто способен придумывать классные идеи и предлагать оригинальные, нестандартные решения. В мире, где каждый хочет выделиться, уникальный дизайн — это половина успеха продукта. Так, по данным HeadHunter и сайта «ГородРабот.ру», UX/UI-дизайнер в России может получать от 100 до 200 тысяч рублей в месяц за то, что делает приложения и сайты удобными и красивыми. Зарплаты продуктовых дизайнеров колеблются от 120 до 250 тысяч рублей. Эти специалисты занимаются всем: от мебели до гаджетов и автомобилей.
Мировые зарплаты тоже высокие: по данным Glassdoor, в США UX/UI-дизайнер может получить от $69 тысяч до $114 тысяч в год, а продуктовый дизайнер — еще больше: от $76 тысяч до $195 тысяч в год. Креативность сегодня в цене, а таких специалистов на раз-два не найти. К 2030 году, как утверждает Korn Ferry, миру может не хватить до 85 миллионов сотрудников, умеющих нестандартно мыслить.
Даже в таком строгом деле, как программирование, креативность становится главной суперсилой. Средняя зарплата программиста-разработчика в России составляет порядка 109 тыс. рублей, в Москве — 150 тыс. рублей в месяц, а в США — от $130 до $150 тысяч в год. И не удивительно, что IT-гиганты типа Google, Facebook и Apple в поисках талантов смотрят не только на технические навыки, но и на способность кандидатов выдумывать что-то новое. Ведь умение генерировать нестандартные решения — это то, что отличает звездного программиста от обычного кодера.
Для нас в МХПИ главная фишка — это проектно-ориентированное обучение, которое не только кормит мозг, но и как раз развивает креативность. Так студенты не просто учатся, они придумывают, разрабатывают: создают костюмы для Московской недели моды, проектируют ландшафтный дизайн для мемориала Юрия Гагарина, устраивают студенческие праздники на тысячи человек. В 2024 году наше посвящение в студенты в стиле Superbowl стало лауреатом национальной премии «Событие года».
Исследования говорят, что, если дать студентам свободу выбора темы, их креативность взлетает на 31%, а критическое мышление — на 34%. Еще один умный способ усилить креативность — засунуть нос в мировые дизайнерские тренды. Ученые из MIT утверждают, что чем глубже окунешься в новую культуру, тем выше будет креативность. Вот почему для творческих вузов так важно гулять по международным дворам: стажировки, совместные проекты, мастер-классы от зарубежных мастеров дарят студентам гору ценного опыта. В мультикультурной профессиональной среде студенты подсматривают за передовыми методами и учатся мыслить без границ. Они видят, как одни и те же задачи решаются по-разному в разных культурах, что невероятно расширяет их творческие горизонты.
Еще один персональный помощник творца, без которого не обойтись в современном мире, — это искусственный интеллект (ИИ). Он не просто подбрасывает инструменты для крутых идей и проектов, но и помогает сделать творческие работы лучше, предлагая новые способы для экспериментов. По данным исследования Toptal, ИИ еще и экономит массу времени на создании и тестировании дизайн-прототипов. Современные дизайнеры уже не представляют свою работу без ИИ-помощников типа Genius Design, Magician, Uizard.io, Midjourney и Galileo AI. Эти инструменты помогают во всем — от создания логотипов до отрисовки живописи на заказ.
Вузы должны делать ставку на развитие креативности. Это не просто модный тренд, а стратегический выбор, подкрепленный научными фактами и требованиями современности. Используя проектно-ориентированное обучение, работу со средой и интеграцию ИИ, они должны готовить студентов не только к успешному трудоустройству, но и к лидерству в профессии. Ведь сегодня именно креативность рисует контуры нашего будущего.