Фото: пресс-служба STONE

Архитектурное сооружение как объект творчества — это выражение мысли автора, отражение его чувств и идей через форму. Но такой объект должен выполнять еще и  функциональную роль в общественном пространстве, воплощать идею, ориентированную на человека. Интеграция арт-объекта в общественное пространство делает искусство общедоступным и влияет на культурное сознание множества людей.

Приведу несколько примеров:

  • Зеркальная скульптура в парке Казимира Малевича. Две половины «черного квадрата» стали обрамлением входа в парк (функция входной группы) и прямой отсылкой к русскому супрематизму. 
  • Ландшафтный аттракцион «Лента Мебиуса» на ВДНХ — арт-объект, который стимулирует не только процесс познания, но и физическую активность. Ландшафтный маршрут выполнен в форме арт-объекта и отсылает к одному из самых узнаваемых математических образов — знаку бесконечности.
  • Уличная галерея «Нетстен» на Винзаводе. Здесь функция и эстетика гармонично объединены и создают мощный визуальный образ, связанный с физическим объектом. Искусство в городском пространстве объединено с формами исходных зданий и стен. Стоит дополнительно отметить уникальную особенность данного вида искусства: граффити дает самовыражаться в одном месте целой группе авторов.
  • Учебно-образовательный кластер «Ломоносов». В данном случае сама архитектура кластера выполняет функцию арт-объекта. Главное здание по форме напоминает крыло, и это не случайно. С одной стороны, идея автора — показать метафору полета как стремления к знаниям и саморазвитию. С другой — кластер должен быть вписан в архитектурный ансамбль всей долины МГУ, и, на мой взгляд, выбранная форма отражает заложенную концепцию. Объект, безусловно, притягивает внимание, и пройти мимо такой архитектуры без эмоционального отклика невозможно. Даже если ты не связан с научной деятельностью, возникает желание приехать и познакомиться поближе с таким объектом. 

Человек так устроен, что лучше всего замечает то, что находится на уровне глаз. И если мы говорим про архитектуру зданий, то крайне важно, как выглядят первые этажи, какие материалы использованы в отделке, какую атмосферу они создают. Притягивают, приглашая человека пройтись вдоль них, заставляют перейти дорогу, чтобы оказаться рядом, или, напротив, отталкивают. Поэтому, обладая экспертизой в девелопменте, мы приняли решение провести открытый конкурс на арт-объект для STONE Towers. Так мы сможем получить наибольшее количество предложений и идей и выбрать те, которые будут не только гармонировать с окружающей средой, но и выделять офисный квартал как точку притяжения в районе. 

Если мы говорим про малые архитектурные формы — это сочетание эстетики, функциональности и безопасности, доступности для горожан и интеграции искусства в общественное пространство. В качестве примера можно назвать памятник Юрию Никулину возле Московского цирка на Цветном бульваре, возле которого любят фотографироваться прохожие. Особенно приятно, когда объект стимулирует какое-то действие: сделать фото, постоять рядом или узнать больше о судьбе автора скульптуры или истории самого объекта. Или же оставить негативный отзыв — это тоже нормальная реакция, искусство не должно одинаково нравиться всем. Предмет искусства становится и навигационной точкой, что важно в мегаполисе: рядом с ним легко назначать встречи, а сама скульптура или инсталляция служит ориентиром для гостей. 

Особенно удачными кажутся пространства, где гармонично связаны малые архитектурные формы и ландшафт: такой эффект мы стремимся получить и для наших офисных комплексов. На мой взгляд, тренд на это в Москве задала новая Триумфальная площадь у метро «Маяковская» с зелеными островками, качелями и торговыми павильонами. Центральным элементом здесь был и остается памятник Владимиру Маяковскому как неразрывная связь с историческим прошлым. Согласно социальным исследованиям, когда искусство становится частью городского пространства или же объекта недвижимости, у посетителей и пользователей появляется больше мотивации к креативной работе, включается воображение. Мы считаем эстетичный и гармоничный art public неотъемлемой частью современных офисов. Одна из задач, которую он помогает решить, — это возврат специалистов в офисы с «удаленной» работы. Например, в США владельцы офисных объектов приглашают кураторов художественных галерей и креативных директоров к оформлению бизнес-центров, чтобы создать среду, которая мотивирует кадры к эффективной работе в офисе.

Как я уже отметила, объект искусства изначально призван вызывать эмоции, и они не всегда могут оказаться положительными. Например, многие до сих пор ведут споры о памятнике Петру I работы Зураба Церетели или скульптуре «Большая глина» у Дома культуры «ГЭС-2». Однако, чтобы видеть big picture, нужно оценивать не только эстетику искусства, но и его роль в городском контексте. Облик Москвы меняется не только за счет памятников и скульптур. В последние годы мы видим глобальное преображение города, создание новых пешеходных маршрутов, благоустроенных набережных и площадей рядом с метро, которые становятся украшением места и создают максимально комфортную среду. И именно в таких обновленных местах могут и должны появляться объекты паблик-арта — чтобы улучшать навигацию, вызывать эмоциональный отклик и в конечном итоге становиться частью городской культуры.