Кадр из фильма «Панические атаки»
Фото: кинокомпания Vega Film
Кадр из фильма «Панические атаки»

Одним абзацем

Герои Ивана И. Твердовского чаще всего глубоко травмированы, они ищут решение проблемы в любви, проводят групповую терапию и надеются на чью-то помощь, взаимопонимание. В «Панических атаках» страдания Вики связаны не столько с ее прошлым, а с землей, на которой она живет с другими людьми. Твердовский предлагает единственный и импульсивный выход из ситуации — переехать из России в Норвегию. 

Путешествие девушки снято не по законам жанра роуд-муви, а по принципам магической сказки. В мирах Твердовского есть место чудесам, но Вику они не спасают — свое будущее она строит сама и намеренно выбирает лживые грезы вместо неприглядной реальности, напоминающей грязную, холодную лужу.

Подробно

Виза в Норвегию. 90 дней. Мульти. Вика собирается ехать в Европу не ради туризма — причины более веские. В замкнутом пространстве у нее случаются панические атаки, а никакое лечение не помогает, даже странные ритуалы от местных «знахарок». Говорят, что похожие недуги мучают не только Вику: приступы острой тревоги якобы вызывает плохая экология или проклятая земля маленького поселка Никель, расположенного неподалеку от норвежской границы. Как раз в северное королевство и устремится Вика, чтобы остаться там навсегда. 

Кадр из фильма «Панические атаки»
Фото: кинокомпания Vega Film
Кадр из фильма «Панические атаки»

«Панические атаки» — последний фильм одного из лучших российских режиссеров Ивана И. Твердовского перед творческим перерывом. До 2022 года премьеры его работ проходили на престижных международных смотрах, премьера «Панических атак» же состоялась на московском фестивале «Зимний-2023» и взяла главный приз. Твердовский работает с актуальной темой переживания травмы, его герои буквально остолбенели от внутренней боли. Вика не исключение. О ее жизни до событий произведения почти ничего не известно, но из отношений с матерью понятно, что росла она в дисфункциональной семье. Конфликты с близкими людьми — типичный мотив у режиссера, родителей или нет, или лучше бы не было. Мать Вики подходит под второй вариант: она запирает дочку дома, чтобы та не уехала в Норвегию, как когда-то ее сестра Лена (Дарья Савельева). Только, как показывает российское кино, стремящихся убежать из отцовского дома детей ничто не остановит. Если в картине Наталии Мещаниновой «Комбинат “Надежда”» (2014) две главные героини хотели переехать жить в Москву, то у Ивана И. Твердовского за границу — времена изменились.

Кадр из фильма «Панические атаки»
Фото: кинокомпания Vega Film
Кадр из фильма «Панические атаки»

Интересно, как в «Панических атаках» Вика описывает Норвегию. Она с придыханием называет страну королевством и клянется, что на родину больше не вернется. Путешествие девушки во многом напоминает сказку, где герой отправляется в мир грез и надеется, что даже после пробуждения чудеса его не покинут. В сказках сон — это смерть, и Вика проходит через несколько ритуалов «умерщвления». В начале картины, после того как мать баррикадирует дочь в ее комнате, Вика сигает из окна многоэтажки в огромную черную лужу под окном и будто растворяется в ней. Этот кадр можно посчитать отсылкой к фильму сюрреалиста Жана Кокто «Кровь поэта» (1932), только там мужчина отправляется в загробный мир, прыгнув в жидкое зеркало. Грязная лужа тоже своего рода зеркало, отражающее боль и отчаяние внутри Вики.

Кадр из фильма «Панические атаки»
Фото: кинокомпания Vega Film
Кадр из фильма «Панические атаки»

У героини большие надежды на жизнь в Норвегии, только они разбиваются в пару мгновений: сестра Лена гонит родственницу, объясняя, что сама еле выживает. Конфликт ожиданий и реальности показывал Твердовский почти во всех своих работах: жертвами разочарования становились женщины и девушки, наивно поверившие в любовь. В «Панических атаках» нет влюбленных глаз, но драматический зачин прежний. Сказочные мотивы путешествия Вики в «волшебную» страну оттеняются не только декорациями российской хтони, но и отстраненным визуальным решением. Статичная, холодно наблюдающая камера в «Панических атаках» напоминает о кино Михаэля Ханеке, а финальный эпизод вовсе входит в прямой диалог с дебютом австрийского режиссера «Седьмой континент» (1989). У Ханеке обычная семья решила уйти из жизни, а перед самоубийством методично уничтожила свою квартиру. Если герои Ханеке ненавидят лживый порядок и стремятся к хаосу, то герои Твердовского хотят обрести гармонию и освободиться от боли. У Вики, в отличие от других героинь режиссера, есть шанс на успех, потому что ее будущее не в руках слабовольного мужчины, предателя искренних чувств. Иван И. Твердовский сделал Вику исключением из отчаявшихся женщин, показав, что человек может быть счастлив в его печальных мирах. Только цена очень высока.

Автор: Дмитрий Елагин