«Вы слыхали? - скоро бани все закроют...»

(В.С.Высоцкий, «Слухи») .

Сегодняшняя суета по поводу коронавирусной инфекции напомнила мне трагические события тридцатилетней давности, в которых мне довелось участвовать.

В июне 1989 года в районе ж/д станции Улу-Теляк Челябинской области произошла жуткая катастрофа, унесшая около 600 человеческих жизней (треть - дети) и покалечившая ещё столько же. Всё произошло исключительно по вине человеческого фактора: дежурившие в ту ночь горе-газовики, диспетчеры газопровода, заметили, что давление в трубе упало и, вместо того, чтобы отправиться на трассу искать место утечки газа, просто открыли вентили посильней. Треснувшая до этого по вине горе-экскаваторщика труба, через которую происходила утечка, стала наполнять низину, которая через 40 минут превратилась в газовое озеро. По какому-то адскому совпадению, именно в этот момент в долине встретились два поезда: Новосибирск-Адлер и Адлер-Новосибирск, причём оба горе-поезда ехали с опозданием. Что вызвало взрыв мощностью в три четверти Хиросимы – так и не выяснили: скорее всего, выброшенный из окна горе-окурок. Был час ночи, большинство пассажиров спали. Как рассказывал мне один из пострадавших, те, что сразу не сгорели, бежали с насыпи в сторону леса и вдыхали горящий воздух, прожигая себе бронхи.

Часов через 12 после взрыва пострадавших стали привозить на вертолётах в Уфу. Выглядело это так. Со всего города к вертолётной площадке за зданием цирка были стянуты практически ВСЕ кареты скорой помощи. Белые «РАФики» с красными крестами в количестве нескольких сотен штук заполнили до отказа всю площадь. Когда приземлялся очередной Ми-8 (это происходило примерно раз в полчаса), пострадавших на носилках перегружали из него в две-три машины, которые со включёнными мигалками срывались в близлежащие больницы. Минут за двадцать эти самые машины уже успевали обернуться и встать в хвост очереди. Некоторые так и не дождались своих пассажиров. Скажу больше: помимо рафиков, скопившихся около цирка, такие же чумовозы были тогда расставлены через равные расстояния (дальность приёма рации) по всей стокилометровой трассе Уфа-Аша. Зачем? А просто, чтобы передавать по рации информацию об эвакуируемых! Несколько сотен автомобилей и человек были заняты только тем, чтобы стоять без дела, курить и раз в час (или даже реже) передавать по цепочке друг другу короткие, никому не нужные сводки!

Самоотверженность руководителей местного здравоохранения (особенно в присутствии столичного начальства) понятна. А интересно было бы посчитать, сколько жителей Башкирии и Челябинской области в те сутки померло от инфарктов-инсультов, так и не дождавшись приезда скорой в результате этой показной мобилизации и имитации? Ведь для транспортировки пострадавших от вертолётной площадки до стационаров с лихвой хватило бы и пяти-шести машин!

И вся суета, которая происходит сегодня в мире по поводу эпидемии коронавируса очень напоминает мне тогдашний уфимский аврал. Все заняты идиотской и невыполнимой задачей: остановить распространение вирусной инфекции, передающейся воздушно-капельным путём. Интересно, кто-нибудь когда-нибудь посчитает, сколько людей помрёт за время этой истерии от причин, связанных именно с этой истерикой, а не с вирусом? Сколько человек из стран третьего мира умрёт от голода и болезней из-за обвала экономики и закрытия тысяч и тысяч предприятий? Сколько разорённых владельцев турагентств, гостиниц, ресторанов склеят ласты от инфарктов или просто покончат с собой? А сколько особо впечатлительных больных умрут от коронавируса, просто узнав, что у них коронавирус? Может, кто-нибудь сопоставит эти цифры с числом спасённых жизней в результате идиотских запретительных мер и нагнетанием панического страха?

Сомнений нет, инфекция COVID-19 опасна (как, впрочем, эпидемии любого гриппа, особенно для пожилых и слабых). Только можно ли остановить с помощью тотальной парализации общественной жизни пандемию, когда она уже пандемия? Хотите, чтоб я поверил, что в России коронавирус только у одной сотни человек? Это при самой-то длинной в мире, в несколько тысяч километров, границе с Китаем! Это когда десятки тысяч россиян и подданных Поднебесной ежедневно снуют туда-сюда через Амур, а утренняя Москва в районе метро «Текстильщики» по этническому составу мало чем отличается от родины COVID-19!

К сожалению, человечество никогда не извлекает уроков из своих ошибок. И никогда не наказывает виновных. Вспомните, кто-нибудь из европейских чиновников, например, ответил за идиотский запрет полётов над Европой, когда извергался исландский, не побоюсь этого слова, Эйяфъядлайокюдль? В результате этого запрета авиакомпании понесли многомиллиардные убытки, всё это быстро переложили на плечи, вернее, на кошельки пассажиров – и всё!

Точно так же никого не накажут и сейчас, когда волна гриппа затихнет. Потому что появится какой-нибудь новый жупел, наподобие глобального потепления или приближающейся к Земле звезды Нибиру, и все административно-бюрократические силы будут брошены на новый фронт – надо же еврокомиссарам оправдывать свои зарплаты!

И тогда, тридцать лет назад, все получили почётные грамоты и ни одного выговора. Все, за исключением моего близкого друга Владислава Рабиновича (ныне доктор наук, профессор). Он был брошен на место аварии вводить внутривенные растворы лекарств пострадавшим. В момент, когда Слава пытался попасть иглой в подключичную вену очередному, наверное, двухсотому полуживому полуобуглившемуся пациенту, к нему подошёл сотрудник Минздрава: «Почему списки не ведёте? Где списки, я спрашиваю?!» «Пошёл отсюда на ***!» - вежливо ответил Владислав, продолжая возиться с катетером. «Как вы смеете так разговаривать с Заместителем Министра здравоохранения СССР?!» - не унимался чиновник, подходя ближе. Дабы не прерывать процесс и не пачкать занятых работой рук, будущее светило отечественной гематологии с размаху заехало клерку ногой прямо по фаберже и продолжило работу. И не получило грамоту.

Пока Слава трудился на железнодорожной насыпи, я успел пожать руку прилетевшему на место аварии М.С.Горбачёву, а потом вместе с одним инженером собирал в коридоре местного ожогового центра клинитроны, которые президент привёз с собой. Клинитрон – это такая французская чудо-кровать для пациентов с ожогами и пролежнями, в которой больной чувствует себя в невесомости. Со дна ванны, наполненной искусственным песком из гладких фторопластовых микросфер, через хитрый диффузор подаются вихревые воздушные струи, а лежащий на мембране пациент погружается всем телом в этот бурлящий песок, находится как бы на плаву и не давит своим весом на обожжённые зоны.

Когда к утру все пять чудо-кроватей были собраны, мы, такие гордые от собственного трудового подвига, вдруг выяснили, что ванна клинитрона не проходит в палату – слишком узок проём. Предстояло проделать всю работу назад и заново собрать их в палатах. И тут мы обнаружили, что сливать песок из ванн некуда: фирменные оранжевые пластиковые ведёрки из-под искусственного песка все пропали. Все до одной! Рачительные медсёстры и санитарки моментально растащили яркие импортные гаджеты по домам. Зав. ожоговым центром - до сих пор помню его имя - Александр Сергеевич Крыкля был страшно зол и дал им полчаса, чтобы все ведёрки были возвращены. Из 50 ведёрок вернули штук десять, но нам и этого хватило.

Вот такой человеческий, вернее - нечеловеческий фактор повсюду.

P.S. Только что из редакции «Шпигеля» пришли две ободряющие новости про коронавирус: в Сиэтле, похоже, готова вакцина, а резус-макаки, переболев коронавирусом, приобретают иммунитет. Может, паника пойдёт на убыль?

P.P.S. Эксперты ООН отмечают, что каждый день в мире в авариях погибают более 3 тысяч человек и около 100 тысяч получают тяжелые травмы. Может, запретить всем садиться за руль? Смертность от автокатастроф гарантировано обнулится.