Питер Брейгель Старший - нидерландский художник XVI века, картины которого вырвались за пределы границ маленькой страны. Они обрели мировую славу, безоговорочно став частью мировой культуры. Ничего о его жизни неизвестно, кроме описаний Карела ван Мандера – историка из западной Фландрии, написавшего «Книгу живописцев» спустя тридцать пять лет после смерти художника. Из неё мы знаем, что Брейгель родился в нидерландской деревушке Брейгел, от названия которой заимствовал свою фамилию. Он ревностно изучал произведения Иеронима Босха, после чего сам писал много картин, изображавших бесовщину и смешные сцены, за что его называли Питером Шутником. Переодеваясь в крестьянскую одежду, художник часто бывал на деревенских ярмарках и свадьбах, где с большим удовольствием следил за тем, как простолюдины едят, пьют, танцуют, ухаживают за женщинами. Затем всё это красиво и смешно воспроизводил красками на полотне.
Есть мнения, что картины Питера Брейгеля Старшего похожи на полотна его предшественника Иеронима Босха, но это не так. Похожи они лишь многолюдностью изображения. Их объединяет то, что они относятся к одному и тому же периоду Возрождения искусства Северной Европы, для которого характерна связь с фольклором. Их полотна вводят понятие подтекста, второго смысла, двусмысленности, то есть сюжет рассматривается не просто в соответствии с изображением, а предполагает какое-то иносказание.
В отличие от Босха, полотна которого наполнены фантастическими монстрами и голыми фигурками людей, картины Питера Брейгеля Старшего заполнены реальными персонажами. Это обитающие в нидерландских городках суетливые горожане, нищие, дети. Они озабочены реальными делами и наделены каждый своим выражением лица.
Тщательно прорисованные художником мелкие детали их одежды, занятий, развлечений дают представление не только о средневековом быте людей XVI века - за ними скрывается скрытый художником смысл картины. Питер Брейгель Старший как будто специально побуждает зрителя напрягать внимание. Понять, что хотел сказать художник, можно только неторопливо рассматривая отдельно и во взаимодействии каждую изображённую деталь.
Еще одной отличительной особенностью Питера Брейгеля Старшего является то, что он намеренно прячет главную фигуру. Если не знать названия картины, трудно догадаться, о чём она и есть вероятность ошибиться, считая центральным персонаж, который изображён крупно и находится на переднем плане.
На полотне «Несение креста» (другое название «Путь на Голгофу»), мы видим большое количество устремлённых куда-то людей. Из названия картины понимаем, что речь идёт о библейском сюжете – шествии Христа к месту казни - на Голгофу. Если не вглядываться, то знакомство с картиной на этом закончится. А если посмотреть внимательнее, то увидим направление движения толпы – его указывают изображённые художником красные плащи кавалеристов, которые пунктиром тянутся в сторону Голгофы. Увидим в центре крест, который никто не замечает, кто-то даже наступил на него. Присмотримся и увидим почти незаметную фигуру Христа, упавшего под тяжестью креста. Одержимые желанием посмотреть на казнь, люди не замечают ни страдания, ни боли того, кто пришёл в этот мир спасти их.
Но есть один человек, кто не поддался всеобщему помешательству, и он, также как Иисус, незаметен. Мы увидим его справа внизу картины, стоящего прижавшись к стволу высохшего дерева. Он всё видит и понимает, он сочувствует и страдает. Он единственный, но он есть.
Люди равнодушны к чужому страданию - говорит нам Питер Брейгель Старший. Они занимаются своими обыденными делами и, поворачиваясь спиной в прямом и переносном смысле, не замечают главного, происходящего рядом с ними. Об этом его картина «Падение Икара».
На первом плане наш взгляд упирается в спину пахаря, он смотрит на плуг и на пашню, в правом нижнем углу видим ничего не замечающего закинувшего удочку рыбака, видим корабль, удаляющийся от места падения Икара, и стоящего спиной к этому месту пастуха. И где же главный герой? В правом нижнем углу из тёмно-зелёной воды торчат две ноги и плавают на поверхности несколько птичьих перьев. Это и есть упавший Икар. Для картин Питера Брейгеля Старшего, кроме обличения в равнодушии, характерно в той же мере поучение. Икар не просто погиб, он не послушался заветов своего отца Дедала. Очевидно, он олицетворяет возмездие за некое нарушение нормы.
А вот известная всем картина «Охотники на снегу».
Нарисованный из крошечных кусочков мир, в котором гармонично соединяются и мощь природы, и повседневная жизнь людей. Перед нами съежившаяся от холода деревушка, маленькие фигурки людей на скользком льду, свинцовая тяжесть неба, цепь скалистых гор на заднем плане и у самого горизонта на берегу зимнего моря далёкий город. Слева люди развели довольно большой костёр. Для чего? Тут много разных мнений. Но, если посмотреть на еле заметную вывеску «У оленя», то станет понятно, что это таверна и костёр предназначен не для того, чтобы согреться, а для опаливания свиной туши. А вот и охотники. В окружении тринадцати собак они тяжело ступают по глубокому снегу. Головы их понуро опущены, а добыча – всего лишь одна тощая лиса. Никто их возвращению особенно не радуется. И в чём же скрытый смысл этой картины? Вот есть охота – удача или неудача, зависит от случайностей, а вот крестьянский труд – выращивание скота – это надёжное занятие. Можно интерпретировать по-другому - костёр жгут в ожидании охотников с добычей. Но тогда другой урок – надеяться на удачу бесполезное занятие.
Сместим взгляд чуть вверх и влево и увидим дым от пожара. Дом горит. Люди пытаются потушить огонь, кто-то принёс лестницу и полез на крышу. А если посмотрим на кажущуюся издалека идиллическую картину катания на льду, то заметим упавшего человека. И что? Зима коварна и полна опасностей – сообщает нам Питер Брейгель Старший. И лёд может провалиться, и поскользнуться можно, и дом может сгореть, и охота может быть неудачной.
Очень интересна картина «Притча о слепых».
Вереница безобразных калек не догадывается, что их путь ведёт в овраг. Эта картина напоминает человечеству о важном – о трагической слепоте людей покорных воле одного неразумного «незрячего» предводителя. «Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?», - вопрошал Иисус Христос.
Питер Брейгель Старший прячет смысл и главного героя, предоставляя нам возможность не просто взглянуть на картину, а вдуматься. Нам нужно преодолеть некое сопротивление представшего перед нами полотна, чтобы оно открылось и позволило шагнуть в давно ушедшую эпоху.
Художник умер от неизвестной болезни в 1569 году. После него осталось два сына – Питер и Ян, которые, повзрослев стали хорошими живописцами и сделали много копий картин своего отца.