«Trompe-l’oeil» - с французского обман зрения – приём, используемый в живописи для создания иллюзии трёхмерного изображения. В результате написанное на плоскости полотна, стены, дерева изображение кажется настоящим, и зритель видит близкие объекты как далёкие, а плоские - как объёмные.
Множество вариаций тромплея (в живописи, архитектуре, в современном стрит-арте) объединяет стремление автора на мгновение поразить зрителя, обмануть его восприятие. В истории искусства это желание стало основой для появления легенд, в которых птицы прилетают клевать ягоды нарисованного винограда или зритель пытается смахнуть с полотна нарисованную муху.
Эффект реальности тромплея достигается средствами гиперреализма. Обманки так детально хорошо написаны, что сбивают с толку и на какой-то миг заставляют усомниться в наших чувствах. Ощущение невероятности охватывает от всего, что мы видим. Кажется, у действительности уже нет чёткой границы и не очень понятно, что фальшивое окно или настоящее, реальная муха или это ловушка, поставленная нашему восприятию.
Приём иллюзии, обмана зрения и имитации в искусстве известен человечеству с древних времён. Впервые тромплей использовали римляне и греки, визуально расширяя пространство комнаты, за счёт реалистично нарисованных на поверхности стены окон, дверей, атриума. В Средние века и в эпоху Возрождения живописью в технике тромплей расписывали соборы.
Наиболее часто тромплей использовался в живописи голландцев XVII века. Историки объясняют это особенностью развития городской архитектуры в Голландии, связанной с высокой стоимостью земли, из-за чего интерьеры в домах имели ограничение по площади. Это приводило к тому, что простенки между окнами заполняли картинами и зеркалами. В картинах большое внимание уделялось перспективе с целью визуального расширения пространства.
С целью достижения иллюзии натурализма художники детально точно копировали предметы домашнего обихода, чтобы выдать написанное на холсте изображение за реально существующие предметы.
Примерами такой живописи – тромплея являются натюрморты голландского живописца Самюэла ван Хогстратена (1627 - 1678).
На «Дверце шкафчика с туалетными принадлежностями», изображенной в натуральную величину, он поместил зеркало, полотенце, щётку и маленькую кружевную сумку, в карманах которой лежат расчёска, губка и письмо с открытым конвертом. Зритель легко может принять эту полку и вещи на ней за настоящие. Иллюзия реальности достигается полным совпадением размеров нарисованных предметов с действительно существующими.
Та же задача присутствия на холсте реальных предметов восхитительно решена в его «Натюрморте с полотенцем».
По словам голландского биографа художника — никто не мог сравниться со способностью Самюэла ван Хогстратена «обманывать взгляд неискушённых зрителей».
Хотелось бы остановиться ещё на одном тромплее голландского художника. Это картина Карела Фабрициуса «Щегол», известная многим и по книге Донны Тарт и по снятому с одноимённым названием фильму.
Маленький щегол, сидящий на краю насеста, кажется реальным и живым. На залитой солнечным светом стене чётко выделяется его тень. В картине нет ничего, что отвлекало бы взгляд от щегла. Ощущение реальности Карел Фабрициус достиг с помощью сложной техники. Скворечник написан прозрачными, миниатюрными мазками, передающими шероховатость дерева, а тело птицы и перекладины насеста – широкими, в результате чего они выдвинулись на передний план и скворечник с птицей стал почти осязаемым.
Маленькая картина Фабрициуса «Щегол» пользуется огромной популярностью у любителей живописи. В 2014 году картина была оценена экспертом в 300 миллионов долларов США, и на тот момент это была самая высокая цена в мире.
Карел Фабрициус (1622-1654) учившийся вместе с Самюэлом Хогстратеном в мастерской Рембрандта, трагически погиб в результате разрушения дома в Делфте. Есть предположения, что обнаруженные во время реставрации «Щегла» повреждения грунта в виде вмятин связаны с тем, что картина в это время находилась в доме. В таком случае «Щегол» мог быть свидетелем смерти мастера.
В России картины – обманки писал в начале XIX века художник граф Фёдор Толстой. Особенно широкой популярностью пользовалась его акварель «Ягоды красной и белой смородины» (1818), которую он повторял множество раз.
Картины, написанные в стиле «Trompe’loeil» , имеющие долгую историю существования и сегодня завораживают, на миг сбивают с толку и побуждают зрителей испытывать яркие эмоции.