В огромном заливе, открытом в сторону пролива Ла-Манш, между Бретанью и Нормандией расположен скалистый остров Мон-Сен-Мишель (гора Святого Михаила).
Паломники прибывали на остров постоянно. Трактиры и гостиницы у подножия монастыря заполняли толпы разноязычных, разноликих, больных и здоровых людей. Обитатели острова не отказывали им ни в еде, ни в жилье, понимая, что странники, чтобы попросить защиты у архангела Михаила проделали долгий и опасный путь. Кроме того, все паломники делали подношения монастырю: короли в виде золота, бедные – в виде кусочков воска для свечей.
В дополнение к правилам паломничества, установленным в XV веке папой Римским, паломники в Мон-Сен-Мишель должны были брать с собой рог, чтобы в случае опасности во время перехода по зыбучему песку трубить в него и просить о помощи. Преодолевая во время отлива дно океана, люди нередко исчезали без следа. Особенно часто это происходило ночью. Являлось ли этому причиной зыбучее песчаное дно или местные грабители, оставалось тайной, поэтому паломники старались перейти отмель в дневное время.
В летописи аббатства Мон-Сен-Мишель сохранился рассказ о необычном паломничестве на остров детей, свидетелями которого стали все обитатели и паломники Мон-Сен-Мишель. В один из сентябрьских дней 1333 года они увидели, как во время отлива со стороны материка к острову шла толпа босых, грязных, одетых в лохмотья детей разного возраста. Конца этой молчаливой колонны не было видно. По мере того, как вода прибывала и старшим детям становилась по пояс, они брали маленьких себе на плечи и продолжали путь.
Научного объяснения этому историческому факту нет. Никто не может объяснить, почему практически одномоментно, будто повинуясь некоему сигналу, дети из разных стран Европы вдруг стали покидать свои дома и направляться в сторону границы Нормандии и Бретани, к острову Мон-Сен-Мишель. Десятки тысяч детей разного возраста уходили из дома и объединялись по пути в общую колонну. Ведомые якобы «небесным голосом», приказывающим идти в Мон-Сен-Мишель, они не слышали ни родительских уговоров вернуться, ни угроз наказаний. Поднимая пыль разбитыми в кровь босыми ногами, дети упрямо шли в сторону острова Мон-Сен-Мишель. Маленькие дети умирали и оставались лежать на обочине, заболевшие отставали и постепенно теряли колонну из вида, но назад они не возвращались. Этих детей часто называют в истории «пастушками», уподобляя детскому крестовому походу 1212 года. Но, в отличие от тех детей, возглавляемых пастушком Стефаном из маленькой французской деревни, дети, идущие в Мон-Сен-Мишель, шли не крестовым походом за освобождение христиан, а за собственной защитой.
Отрывок из книги Т. Богоявленской "История Франции. Города, события, люди"