Трудно найти человека, который не знал бы сказку «Синяя борода». Сказки с подобным сюжетом встречаются довольно часто, но в отличие от них опубликованная Шарлем Перро сказка имеет своего прототипа.
Им считается Жиль де Лаваль - барон де Ре, владелец нескольких французских замков, сражавшийся вместе с Жанной д’Арк герой Столетней войны. Превращение такой героической личности в сказочный образ кровожадного герцога по имени Синяя Борода кажется невозможным. Надо сказать, что прозвище Синяя Борода совсем не связано с тем, что персонаж имел бороду синего цвета. Предполагают, что у него вообще не было бороды: «синебородыми» в то время называли мужчин, выбритых «до синевы».
Барон Жиль де Ре родился в 1404 году в Бретани в замке Машекул. Будучи потомком старинного рода, он получил прекрасное для того времени образование. В 1420 году в возрасте шестнадцать лет, по настоянию деда Жиль де Ре женился на Катрин де Туар из знатного рода. Она была первой и единственной женой барона, что уже противоречило легенде об убийстве им своих нескольких жен.
В отличие от большинства французских аристократов того времени Жиль де Рэ, получивший неплохое образование, слыл знатоком искусств, разбирался в музыке и собрал большую библиотеку. В его замок приезжали художники, поэты, ученые и все неизменно получали щедрые подарки.
Вскоре деньги закончились, но отказывать себе в чем-то барон не привык. Увлекшись алхимией, Жиль де Ре надеялся получить золото из свинца. В замке по его приглашению поселился итальянец алхимик Франческо Прелати, открыто объявивший о своей связи с дьяволом, что впоследствии сыграло роковую роль в судьбе барона.
В поисках денег, помимо занятий алхимией, барон стал закладывать свои замки и продавать земли. Главными его кредиторами являлись бретонский герцог и Нантский епископ, скупившие за бесценок почти все владения Жиля де Ре. Бретонский герцог и епископ знали, что по заключенным с ними договорам барон мог выкупить свои замки и земли обратно. Только в случае смерти владения Жиля де Ре навсегда отошли бы в их собственность. Поставив перед собой цель, герцог и епископ приступили к ее достижению.
Вскоре по всей округе стали быстро распространяться слухи о страшных колдовских жертвоприношениях в замке Тиффож и о том, что у недавнего героя Франции появились наклонности маньяка и садиста. Якобы он, пользуясь своим высоким положением, приказывает слугам похищать мальчиков, которых убивает после надругательства над ними. Утверждалось, что подвалы замка завалены останками невинных жертв.
Но под юрисдикцию духовного или инквизиционного суда эти деяния не попадали. Жизнь ребенка бедных крестьян и ремесленников в те времена ничего не стоила. Слишком вольное обращение с детьми не могло служить основанием для вынесения знатной особе смертного приговора. Главными преступлениями, которые могли привести Жиля де Ре к смерти, должны были стать занятия алхимией, богоотступничество, ересь и связь с дьяволом.
Первым с обвинениями барона выступил Нантский епископ, выступивший в августе 1444 года с проповедью, ужаснувшей всю Бретань. Его преосвященство объявил, что ему известно о преступлениях одного из знатных дворян, маршала Жиля де Ре. Через несколько дней появился обвинительный акт из сорока семи пунктов о чудовищных преступлениях с человеческими жертвоприношениями демону, об убийстве детей с расчленением и сжиганием их тел, о сексуальных извращениях и прочих злодействах.
Барону официально предложили явиться в инквизиционный суд. Жиль де Ре, уверенный в том, что его обвиняют только в занятиях алхимией, и что он легко сможет убедить суд в абсурдности выдвинутых обвинений, прибыл в суд в назначенный срок. Но все его попытки отрицать лживые обвинения закончились отлучением от церкви. Его дальнейшее упорство было сломлено жестокими пытками, которыми славилась средневековая инквизиция в те времена, и Жиль де Ре подписал все. Он согласился с тем, что продал душу дьяволу и с тем, что убил восемьсот детей с описанием способов убийства.
Спустя два месяца, утром, когда в кафедральном соборе Петра и Павла в Нанте сквозь витражи с трудом пробивалось осеннее солнце, стоящий на коленях герой Франции Жиль де Ре каялся перед церковью за вероотступничество и колдовство. За высокими дверями собора гудела толпа, и вся площадь была заполнена людьми, желающими посмотреть на казнь знатного сеньора. Вскоре к месту казни двинулись повозки с бароном и двумя его слугами, которые под пытками признали, что помогали ему в его нечестивых делах. Жиля де Ре, как знатного человека, перед тем как сжечь, палач задушил гарротой. Его слуг сожгли заживо.
Сомнения в виновности барона возникли сразу после казни. В замках Жиля де Ре, вопреки слухам, не нашли ни одного трупа. Личные признания де Ре, из-за которых его стали называть садистом и убийцей, были получены с использованием жестоких пыток. Уже через два года король Франции Карл VII оправдал Жиля де Ре и официально заявил, что его маршал был осужден и казнен без основания.
И без того печальная судьба реальной исторической личности со временем воплотилась в образ жестокого сказочного героя под именем Синяя Борода. Легенда о страшном короле «Синяя Борода» существовала в Бретани задолго до рождения Жиля де Ре. А Шарль Перро записал эту легенду в виде сказки, спустя двести лет после казни Жиля де Ре. За эти двести лет судьба реального человека трансформировалась в фольклорном сознании народа в миф, в котором постепенно убитые дети заменились убитыми женами.
Созданные веками мифы существуют вечно, поэтому снова и снова имя героя Франции связывается с персонажем сказки, обладателем синей бороды, убивавшим своих жен.
Из книги Т. Богоявленской "История Франции. Города, события, люди".