На порталах, фасадах, крышах мы видим тысячи скульптур, которые обязательно несут какую-либо информацию. Одни скульптуры рассказывают о пороках и добродетелях, грехах и наказаниях за них, другие — о науках и искусствах, о ежегодном календаре работ крестьянина, третьи ведут рассказ о событиях Ветхого и Нового Заветов. Все это важно, ведь для средневекового человека фасад собора был подобен книге. А о чем сообщают облепившие христианский храм сошедшие будто со страниц бестиария мифические существа?

https://kulturologia.ru/files/u8921/garguli-0.jpg
https://kulturologia.ru/files/u8921/garguli-0.jpg

Эта загадка привлекает внимание людей на протяжении многих веков. Из-за отсутствия знаний тема горгулий и химер в Европе имеет самые разные трактовки. Наиболее распространенной является та, что горгульи и химеры представляют собой олицетворение нечистой силы и низменных человеческих качеств, оставляемых прихожанами снаружи собора. С точки зрения искусства они являются характерной чертой готики, где так или иначе присутствуют изображения фантастических чудовищ.

С местонахождением на карнизах горгулий более или менее понятно. С самого начала, то есть с XII века, они служили для отвода дождевой воды от стен собора. О том, как впервые горгулья попала на стену, повествует французская легенда, согласно которой поместили ее туда жители Руана.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/

Змея в виде дракона жила якобы недалеко от их города на реке Сена. Звали ее Ла Гаргуль (от франц. «gargouille»). Чтобы она не извергала из пасти воду и не топила дома, лодки и рыбаков, жители города приносили ей человеческие жертвы. Однажды епископ Руана решил справиться с Ла Гаргуль. В качестве жертвы он взял с собой приговоренного к казни преступника и отправился к логову змеи. Когда она вылезла, епископ молитвами лишил Ла Гаргуль воли и подчинил себе. Жители города сожгли ее, однако голова горгульи не сгорела и, как символ торжества христианской веры над силами зла, голову поместили на карниз местного собора.

Роль водоотвода от стен горгулья выполняла примерно лет пятьсот. А потом, после того, как  в XVIII веке стали повсеместно устанавливать водосточные трубы, горгульи перестали выполнять эту функцию и остались как украшение соборов.

Формы средневековых горгулий с годами менялись. Постепенно они обрастали деталями, приобретали карикатурные черты и увеличивались в длину, достигая одного метра. К чертам драконов и змей мастера готической скульптуры добавляли части тел других животных, птиц, людей, отчего получались еще более устрашающие образы. Часто горгулий создавали как образное воплощение греха. Лень, например, представала в виде обезьяны, похоть – козла, гордыня – льва.

https://summoning.ru/images/notes/Notre-dame/9.jpg
https://summoning.ru/images/notes/Notre-dame/9.jpg

Одними горгульями фасады готических соборов не обошлись. Рядом, выше и ниже горгулий, устроились химеры — многокомпонентные существа из частей разных животных, а иногда и людей. В отличие от горгулий, служивших водоотводами, химеры с самого начала выполняли только декоративную роль.

Самая известная из готических химер — это химера Стрикс (от греч. strigx, обозначает «ночная птица»), расположенная на вершине собора Нотр-Дам-де-Пари. Это полуженщина, полуптица с вытянутым языком, подпирающая голову руками, стала одним из символов Парижа. Иногда ее называют «Мыслитель». Кто-то считает, что это автопортрет Сатаны. По ночам он испускает пронзительные крики, похищает когтистыми лапами новорожденных младенцев и питается их кровью. А кто-то полагает, что это закованный в камень знаменитый в Париже похититель детей. От разных трактовок суть Стрикса, как символа зла, не меняется.

Стрикс.  Нотр Дам де Пари https://img3.teletype.in/files/a7/a2/a7a2ce24-db71-4ff8-8f23-a0445ecc4e04.jpeg
Стрикс.  Нотр Дам де Пари https://img3.teletype.in/files/a7/a2/a7a2ce24-db71-4ff8-8f23-a0445ecc4e04.jpeg

В противовес зловещим химерам там же, на соборе Нотр-Дам-де Пари, приютился добрый и приветливый малыш Дедо. Говорят, во время строительства собора одна из провинциальных монахинь, возмущенная тем, что химеры воспринимаются лишь как воплощение зла, решила исправить это. Она вытесала из камня фигурку босоногого ребенка с мордочкой зверушки, дала ему имя Дедо и тайно установила его на выступ крыши. Долгое время никто не замечал Дедо, пока с одним из детей служителя храма не случилась беда. Забравшись на крышу, он оступился и стал падать вниз, но ухватившись за скульптуру монахини, избежал падения. С этого момента малыш Дедо стал любимцем парижан.

Малыш Дедо. Нотр Дам де Пари.https://www.hbrachert.ru/upload/medialibrary/
Малыш Дедо. Нотр Дам де Пари.https://www.hbrachert.ru/upload/medialibrary/

Так зачем же все эти создания находятся на стенах соборов? Возможно, они выполняют назидательную роль, предупреждая прихожан не совершать зло, дабы не превратиться в таких чудовищ, вроде горгулий и химер. Возможно, они олицетворяли грешный мир, который должен оставаться за пределами стен храма, а возможно, их устрашающий вид должен был отпугивать от людей злые силы.

Вместе с прекрасными соборами готическое искусство Средневековья оставило нам в фасадах, витражах и лабиринтах бесконечные тайны и загадки.