Петр Отлан

оправдание произвола

                                   Произвол.                От Фомы к Фоме.     Римское общество было построено на идее верховенства закона, это, конечно, художественный образ, но образ интересный, с той точки зрения, что есть некая неотвратимая последовательность процесса, которая стоит над всем и ни Бог, ни человек не в состоянии её преодолеть. Я думаю, что такая мысль зашла им в голову в развитии мифа о богинях судьбы, Мойры, на мой взгляд, это предвестники конституций и уголовных кодексов будущего. Замечу что, по всей видимости, современная мысль это тот же миф, только трансформируемый сознанием в другие слова. Подобное умопостроение напоминает мне старинное рассуждение о том, что такое закон, скажем, всемирного тяготения по отношению к Богу 1)это и есть Бог,2) Бог подчиняется этому закону, 3) Бог относится к нему произвольно.  Почему вопрос Бога так важен, по тому, что Бог это есть некий  постоянный эталон, мифа нашего сознания, характеризуемый тем, что он всегда прав. (В отличие от меня или, Вас, которые всегда неправы, по определению). Но при этом Сын божий нарушал законы общества, в котором жил, равно так же как законы физики, и оказался прав, Сын божий не выполнил миссии, по спасению народа, в котором родился, возложенной на него по предсказаниям пророков, и оказался прав, Сын божий воскрес один, и оказался прав. Но, с точки зрения права того времени он не прав, и с точки зрения известных нам сейчас законов физики он не прав. Что же касается общества, в котором он родился, он оказался непризнан этим обществом, и у общества были все основания сделать так, более того Он принес своему народу и обществу, не принявшего его, неисчислимые беды. Эзоп был осужден по законам общества, и сброшенный со скалы разбился насмерть в соответствии с законом всемирного тяготения, хотя от этой истории и остается чувство несправедливости в отличие от истории предыдущей. Наше существование полно парадоксов, века люди сходят с ума, пытаясь написать такие законы, чтобы всем было хорошо, и пытаются следовать этим законам неукоснительно. Но, оказавшись в ситуации обращения к высшему этическому авторитету, тут же добровольно обрекают себя на вечное рабство, то есть на общество устроенное в высшей степени несправедливо и нехорошо, именно по отношению к той социальной группе, в которую стремятся неофиты. Я имею в виду обряд крещения, где каждый прошедший его становится рабом Божьим, и значит, отказывается решать вопросы с точки зрения справедливости, закона, а только воли Бога, Божественного произвола по мысли Августина. Которая, для человека со стороны формулируется достаточно общо, и более того, только прошедший воцерковление способен проникнуться истинным смыслом происшедшего с ним. И это, несмотря на вопиющий исторический пример, демонстрирующий отношения даже не к рабу, а к сыну, в котором, несмотря ни на какие его моления о чаше, Бог обрек его на мучения и смерть, правда, после всего происшедшего он его воскресил.  К чему я завел эту странную и опасную беседу, а к тому, что хочу реабилитировать произвол, как равноправного партнера закона. Вы скажете, что это все миф, но даже если это просто сказка, она отражает важные структуры нашего сознания, раз она оказалась так популярна, отвечу я Вам.    Общество, построенное на произволе ничем не лучше общества построенного на законе, с точки зрения счастья его членов. Вопрос кто осуществляет произвол. Но этот же вопрос стоит и перед тем, кто осуществляет закон. Нельзя остаться веселым и любящим человеком, будучи например судьей, или палачом. Президент, пусть и демократически избранный, в достаточно честной борьбе, не может оказаться хорошим человеком, по тому, что он хотел бы стать президентом. Когда-то в молодости он захотел власти, и сделал в этом направлении первый шаг, соответственно отдался греху властолюбия, все дальнейшее уже следствие, этого его перехода на темную сторону.  Политический прогресс невозможен в силу того что, люди, которые осуществляют этот род деятельности, впали в грех властолюбия. И им в голову, просто не может придти светлая мысль. Это как в жизни, знаете, шумная компания, праздник, все сидят за столом, шутки смех. И вдруг, непроизвольно возникает тишина, и нет сил её преодолеть, так сказать «…Виденье гробовое…», пока, кто ни будь обязательно не скажет – «милиционер родился», и снова вечер потечет, непринужденно и весело. Согласитесь, это была минута молчания, по погибшей душе, сделавшей, где-то свой трагический выбор.   Есть замечательный тезис о том, что не бывает Республики без республиканцев и демократии без демократов, я рискну продолжить:  не будет хорошего общества без хороших людей. А хороших людей практически нет. Даже огромное количество святых изображенное на индуистских храмах, несопоставимо с количеством населения этой страны, я уже не говорю о иконостасе или о святцах. Хорошего человека легко отличить, у него нимб вокруг головы, он обычно предмет поклонения, по тому, что большая редкость такие люди. А все остальные люди плохие, такие как Вы и я. И общество наше никогда не будет стоять к нам лицом, как бы мы его не устраивали. Есть китайская пословица о том что «ели корень не прям то и всходы будут кривыми». Соответственно кривые всходы говорят сами за себя. Если Вы про себя, думаете иначе то присмотритесь к обществу, в котором живете, это Ваш портрет. И даже если Вы говорите что изменяете общество, то ничего не получится, ведь материал общества будет тот же самый, а Вы силы уже потратили на других.   В чем же выход, на мой взгляд, есть простое этическое уравнение, состоящее в сладости победы. Её непреходящей ценностью является именно честная открытая победа, конечно, она невозможна над слабым противником, это не победа, а избиение, даже кодекс Бусидо советует выбирать противника по силам. Противник заведомо более сильный победит, Вас и будет повержен в этическую ловушку, оказавшись подлецом, избивающим слабых. Нужен противник равный по силам по уму по всем параметрам, а это только я сам. Только победа над самим собой является победой в чистом её виде. Но для этого надо этим вопросом и заниматься, что собственно советовал нам Сын Божий.  В истории были примеры стилей или если угодно времен, можно сказать поколений. Когда идея частной жизни, частного интереса превалировала над гражданственностью. Возьмите хоть Французское регентство, или средневековую вольницу Французского  юга, страны ОК с его поэтическими состязаниями и куртуазными отношениями. Почему-то почти всегда в подобные времена роль женщины выходит на первый план, появляются выдающиеся представительницы поколения, создается атмосфера. Но тут появляются люди с гражданской позицией и отправляют подобных дамочек в колодец, после чего заваливают этот колодец камнями, и придумывают «Инквизицию» чтобы всех разузнать, воедино собрать, и железную волей связать.  Я думаю что, мы все обречены, если, наконец, не взглянем на себя, и не займемся собой. А в этой ситуации, как показывает практика, необходима Дама (в том числе и в понимании средневековом).  Я считаю что спасением России будет появление в ней новой, современной Маркизы Де Помпадур. Уже на более прочных, чем просто любовь короля основаниях, хотя, что может быть выше и прочнее чем любовь.
4

мои воспоминания о Лазарь Марковиче Хидекеле.

Я пытался снабдить текст иллюстрациями но ничего не получилось, решил опубликовать так.Написано было для блога А. Наврозова по теме " Нью-Йорк на Москве-реке": Лазарь  Хидекель   Я закончил, ЛИСИ, факультет архитектуры. Обучение в институте было построено таким образом что, оказавшись на старших курсах, мы попадали в мастерские, где выполняли различные задания, готовясь стать самостоятельными профессионалами, под руководством опытных и авторитетных руководителей, архитекторов. Нашей мастерской руководил  Лазарь Маркович Хидекель,  я не решусь сказать что, был в числе его любимых учеников, я не был даже идейно близок с ним, мне просто повезло и, более того, я не понял этого тогда, когда впервые увидел его.   Хромая, вошел невысокого роста пожилой человек, с остатками рыжих кудрявых волос на плоской голове, со своими характерными фразами, поведенческими клише, и манерой высказываться, Обычно он с трудом усаживался на край стула, подгибая, может больную ногу или, скорее всего протез ноги (он не делился и не жаловался нам), и говорил: «Ну,у, что Вы тут наковыряли», рассматривал чертежи, и продолжал: «Я понял Вашу идею, делайте так» и боком карандаша, с тем, чтобы получилась, возможно, более толстая линия, рисовал перспективу, состоящую из нескольких простых геометрических фигур, хлопал расставленными пальцами руки по столу, то ли для того чтобы мы оценили значимость момента, то ли чтобы скрыть тяжесть необходимости встать с краешка стула. Вот собственно и все, что я воспринял в начале нашего знакомства.    Я будто бы сел за стол, и передо мной оказалась луковица, которую я стал чистить, снимая лепесток за лепестком, пытаясь добраться до сердцевины. Сейчас мне уже пятьдесят лет, Лазарь Маркович давно на кладбище в Комарово, Я еще со своей луковицей, пока.  В юности я не верил учителям. Я знал, что наш руководитель в прошлом Авангардист соратник Малевича первым, в истории, превратившим архитектон в проект реального здания. Хотя он и строил в основном в духе сталинского ампира, впоследствии. Мы же, были увлечены изучением запрещенного стиля Модерн и, еще того хуже, Эклектики. Я тогда, в приступе максимализма, заявил преподавателям, что порываю с современной архитектурой и, правда, порвал. Скажу, больше, я действительно строю и проектирую, так словно послевоенного времени в истории искусства не было, я стараюсь последовательно отрицать все то, что понимается под словами современная архитектура. Но не Лазарь Марковича. Помню, он говорил нам - что вы за студенты, где ваш дух, вот я в ваши годы голым по Невскому ходил, а это знаете ли время было совсем другое, и как то помрачнел, вспомнив то время. Да, воспоминания о знаменитой демонстрации «Долой стыд» были живы и через тридцать лет, после неё, несмотря на то, что все это были годы советской власти, правда, в основном в устной традиции определенной прослойки общества (как модно было тогда выражаться).  Лазарь Маркович Хидекель встал на защиту своего студента, вдруг проникшегося любовью к Древней Руси, и явившегося в институт босиком, в характерной одежде. Его собрались исключить из комсомола, и из института соответственно. Это благодаря Хидекелю мы знаем, может быть самого романтичного исследователя Псковской архитектуры Юрия Павловича Спегальского.   Он словно искал и ждал чего-то нового, хорошего и не боялся быть нелепым, стараясь раздуть, пусть малую, но искорку, и я надеюсь, верил, что это хорошо.  В советской стране было странно устроено информационное поле, или вернее поля, они имели ограниченную конфигурацию и не всегда были доступны. Помню, меня поразила та тьма веков, которая звучала в этой фамилии Хидекель, Хидекель и Ефрат. Вот тебе раз, человек несет в себе древнейшую библейскую историю, просто как кожу, и её не отнять, не измерить, и не понять. Просто она уже была.   Сын каменщика из Витебска, из местечка, вдруг оказался в центре пасионарного завихрения, почему-то возникшего в этом городе. Он учился живописи в школе Шагала приехал в Петроград в товарном вагоне вместе со всей Витебской школой, о чем есть соответствующая фотография. Маркович решил стать из художника архитектором и закончил ИГИ: Институт Гражданских Инженеров, а тогда это было настоящее образование, сложное, тяжелое, требующее огромных знаний, большого усердия, недаром  в ИГИ учились в основном белоподкладчики.  Он рассказывал, что когда все только начиналось, рисунки эскизы буквально рвали из рук и сразу же печатали в передовых изданиях посвященных новому искусству. Малевич, в горячке новых открытий, по началу приписал себе проект рабочего клуба, выполненный Хидекелем затем, правда, исправился.   Но в некоторых изданиях эта ошибка осталась, и я помню, как вычеркнул из книжки Юргена Едике, Малевича и вписал Хидекеля. А что было, потом, а потом был кинотеатр «Москва» признанный сейчас памятником архитектуры типичный пример большого Сталинского стиля.
7

навстречу кризису

  Навстречу кризису, заметки постороннего диллетанта. Тучи, сгущающиеся на горизонте, не могут не волновать, но вот вопрос, где эти тучи - в реальной жизни или в голове? Если вспомнить, что деньги, общество, время - в голове, то может быть там и спасение от угрозы? Что же такое в наших головах неизменно возвращает нас сначала в экономический кризис, за которым неизбежно следует политический и как результат – война. Так как на самом деле человеком руководит простая мысль: “ Еды мало , на всех не хватает, значит надо отнять её у других.” Остается простое, определить других, определить своих, договориться и вперед. Другое дело попытаться преодолеть это в себе, прежде всего в себе. Где же в сознании кроется корень зла? Я считаю в Социализме. Под социализмом я понимаю широкий круг рационализаций, которые услужливо предоставляет наш мозг, оправдывая завышенные потребности при откровенной лени. На рынке идей именно этот круг всевозможных оправданий самый востребованный и потому многие умы в надежде на популярность готовы искать их - это и просветительство, и классовые теории, и религиозные построения. На самом деле лозунг первых лет победившего социализма достаточно откровенно говорил об этом: “ и кухарка будет управлять государством”. Естественно, в голове у кухарки как выглядит управление государством? А очень просто: хорошо одетый человек ходит, что-то говорит, все его слушают. Потом ест за богато убранным столом, потом сидит на троне, морщит лоб и так далее, и тому подобное,. Проще говоря, красиво бездельничает. Сейчас, сколько людей называют своих дочек Принцессами, нимало не представляя себе, что представляет из себя жизнь настоящей принцессы, сколько на ней висит ограничений, какой объем знаний и умений ей необходимо иметь и сколько надо затратить труда, чтобы их получить. Оборотная сторона жизни принцессы их не интересует, гемофилия им не нужна, а вот внушить маленькому человеку мысль о его вневременной значимости это пожалуйста. И вот полки магазинов уже полны куклами с соответствующими названиями, розовыми сердечками и прочей отвратительной пошлостью. Социализм - это как раз море принцесс – кухарок, принцесс - поломоек, а именно принцесс - двоечниц. Царство безвкусицы и поверхностности. При подобном подходе. падает уровень качества. никто не думает о работе, все хотят красиво жить. И идеалы социализма услужливо потокают им в этих несбыточных мечтах. Я наблюдаю катастрофическое падение ответственности призводителя на всех доступных мне уровнях. а так как моя профессия достаточно синтетическая, то это большой срез общества, от кирпича до кровати, выражаясь фигурально. Современное сознание теряет опoры и почву под ногами, так как базовые понятия теряют свой смысл. От них остаются только названия - это словно судить о произведении живописи по иллюстрации и слушать музыку, используя магнитофон. Я не говорю о том, что не надо смотреть иллюстрации, я говорю о том, что не надо думать, что иллюстрация и есть живопись. Через некоторое мремя от произведения искусства реально существующего в мире вне зависимости от любого воспринимающего сознания у Вас в голове останется идея, с которой ваш эгоизм уже сделает все, что угодно и позволит Вам сбросить с себя эти надоевшие путы. Идея - это приходящая гостья. она не есть содержание сознания, комплекс идей служит для рационализации тех или иных поступков и не может быть первопричиной, источником желания. Рождение желания- это самая важная и интересная сторона попытки осмысления себя. А социализм, как комплекс обслуживающий эгоизм, превращает человека из воспринимающего, в бессмысленно смотрящего, но называющего себя себе воспринимающим.  
0

Фантом Петербургской квартиры

       Чарли Чаплин был не только великий композитор, режиссер и актер, но и один из самых успешных продюсеров, что говорит о том, что он разбирался в жизни и в людях. Используемый им образ окончания  фильма, на мой взгляд, весьма знаменателен - это пара, уходящая по дороге навстречу солнцу. Кино кончилось, герои боролись и победили, начинается СКУКА ПОВСЕДНЕВНОГО СЧАСТЬЯ, писать и снимать больше не о чем. С этого момента начинается обычная жизнь, встал, позавтракал, начал жить, прожил день, поужинал, лег спать - вот и весь нехитрый сюжет. Такой сюжет присущ только одному искусству - архитектуре. И я беру на себя смелость считать, что та дорога, на которую вступают герои - победители ведет их к архитектору. Герои ведь всегда борются со злом, а в интерьере зла нет, это мир без яблока «an aple world».      Петербургская квартира это не реальность, а фантом сегодняшнего сознания. Характерная история, нравоучения моего отца проходящая красной нитью через годы нашего общения, словно крупные стяжки. Он рассказывал, что будучи юношей жил в коммунальной квартире, кажется у Васильчиковых, а замечательным соседом у них был граф Гагарин, отказавшийся от сопротивления советской власти,  давший в этом этим людям честное слово и потому пока живой. Он был примером нравственной силы и внутреннего благородства моего детства « ты представляешь кто это был, у него был собственный выезд  - говорил отец, нимало не подозревая, что слова собственный выезд, звучащие для него всеобъемлюще и не требующие расшифровки, для меня, родившегося в шестидесятом году, были просто понятным, но звуком. Далее следовало продолжение, о том как граф любил музыку, и не имея по бедности инструмента, был вынужден играть, ударяя пальцами по обеденному столу. Но старался не ходить к непману, жившему ниже и имевшему и фортепьяно, и квартиру, толи по тому, что инструмент был расстроен, толи обстановка была неподходящая, хотя ему были рады простодушно и настойчиво звали. Интересно, что было бы для нас образцом петербургского обиталища: квартира непмана или обеденный стол. Думаю кому как. И подчеркну, что и в одном, и в другом случае может получиться шедевр, дверь в счастье.        ( странно, но граждан нашего государства больше объединяет ненависть, чем любовь, друг к другу.)   
0