Предыдущие части

Продолжая изучать материалы экспертов в зависимости от пищевых субстанций, я увидела, что они разделились на два лагеря. Одни предполагают, что именно диеты (резкое снижение калорийности меню) становятся причиной такого расстройства пищевого поведения, как бесконтрольное поглощение пищи (биндж). Люди морят себя голодом или исключают из меню целую группу продуктов, и мозг, защищаясь, проявляет симптомы пищевой аддикции.

Другие полагают, что пищевая зависимость первична – именно она ведет к расстройствам пищевого поведения. Начиная есть определенный продукт, человек не может остановиться. К срывам ведет именно резкое снижение калорий на фоне уже существующей аддикции. Однако термин, включающий в себя слово ''зависимость'' крайне не привлекателен. Это стигма. Он предполагает слабость, беспомощность, безволие и налагает на на человека личную ответственность за свои действия и выбор блюд. А РПП – ассоциируется с болезнью, которую надо лечить.

Роман С. пьет кофе с печеньем три раза в день – и дома, и на работе, примерно в одно и то же время. После этого испытывает прилив бодрости, настроение улучшается. Раньше он пил одну чашку кофе в день с одним печеньем, потом стал выпивать две. А сейчас три. И печенья теперь два. И чашку берет побольше. Каждый раз он кладет в кофе четыре ложечки сахара. И доливает густые сливки – примерно, тридцать граммов. Утром, когда стрелки часов приближаются к десяти, он уже автоматически достает из шкафчика кофе. После обеда тоже. И еще раз – ближе к вечеру. Если кто-то из домашних выпивает его сливки или съедает его печенье, он кричит и сердится. Он мог бы выпить черный кофе, а вместо печенья взять бутерброд, но это уже кайф неполный -- он лишен вожделенного момента дня. И тогда Роман С. либо немедленно мчится в магазин за сливками и печеньем, либо остаток вечера ворчит, ругается и жалуется на головную боль.

Чтобы впредь избежать этого, он прячет печенье в буфете среди редко используемой посуды, а бутылочку сливок заворачивает в непрозрачный пакет и ставит в дальний угол холодильника. Момент, когда ему захотелось выпить кофе с печеньем в четвертый раз за день, совпал с услышанным в подкасте термином «пищевая зависимость». Особенно на него произвели впечатление слова: «Вы едите то, что постепенно съедает вас». Роман тут же обнаружил у себя все перечисленные симптомы, узнал, что аддикция обычно прогрессирует и испугался. Да и несколько лишних килограммов добавилось за последнее время. И давление повышенное -- возможно, это от кофе.

Он тут же нашел в Сети программу подсчета калорий и выяснил, что его любимое угощенье добавляет 500-600 Калорий в день (сахар, сливки, печенье). В тот раз он не выпил кофе в четвертый раз, сдержался. И тут же объявил -- и дома, и на работе, и даже в блоге написал, что с завтрашнего дня отказывается от кофе с печеньем навсегда. Получил кучу советов в комментариях, как это лучше сделать. Кто-то поделился опытом, кто-то дал ссылки на форумы худеющих, а кто-то заметил, что сразу от всего отказываться нельзя. Роман рассердился и сказал, что ни у кого советов не спрашивал, он сообщил свое решение и все.

В последующие дни ему было нелегко. Головная боль, упадок сил, раздражительность и невозможность афокусироваться на задаче. Он не смог завершить важный проект и закончить курс повышения квалифакации онлайн, как планировал. Жаловался, что мозги будто ватные. А все это время коллеги пили кофе, дома жена и дети жевали коржики, а ароматы, доносившиеся из кафе-кондитерской возле дома, сводили его с ума, когда он выгуливал собаку.

Он сам не помнит, как в кафетерии для сотрудников налил себе кофе и взял из вазочки печенье. И сразу стало так хорошо! И оправдание для отступления от правил было наготове: сегодня совещание у директора, а у него голова болит и язык струдом ворочается. А с завтрашнего дня опять – ни-ни. Назавтра он продержался до вечера, но не смог уснуть. В полночь встал, пошел на кухню, печенья не было, но он нашел полукилограммовую упаковку кекса с изюмом (жена купила), отломил кусочек, потом второй, и сам не заметил, как съел весь. Удивился. Такое с ним случилось впервые. Но больше это не повторится.

Это повторилось. В течение месяца он срывался несколько раз, съедал то коробку конфет, то пачку вафель, то целый калач, а как-то выпил литр кока-колы.

В выходные он встретился с друзьями и за кружкой пива рассказал им о происходящем. Один друг сразу заявил, что кофе с печеньем вообще ни при чем и воскликнул: "Не надо демонизировать еду!" Роман, по его мнению, гасит сладостями неудовлетворенность жизнью. Возможно, ему давно нужно найти другую работу, где он сможет проявить свои таланты. Второй друг согласился с первым, и добавил, что виной этому может быть стресс. Спорт отлично снимает стресс -- с тех пор, как сам он ходит в бассейн, у него нормализовался сон и ушли лишние килограммы. Третий сказал, что это все из-за того, что Роман лишил себя вожделенного удовольствия -- если бы он продолжал пить кофе и есть печенье, как прежде, ограничив калории за счет чего-то другого, все бы было нормально.

Роман поблагодарил друзей, и сказал, что подумает о другой работе и абонементе в бассейн. И еще -- попробует вернуть себе кофе с печеньем и будет считать калории -- он уже загрузил программу подсчета на смартфон.

Продолжение

Евгения Горац, лицензированный диетолог (США)

 Мои книги на Лабиринте