Или чем мешают городские растения, почему «с этим срочно надо что-то делать» на примере Москвы.
Уже начиная с этой недели во всех районах Москвы будет слышен «топор дровосека», а попросту звук пилы работников коммунальных услуг, которые начнут обрезку или кронирование зеленых насаждений. А уже с приходом тепла недалеко и до плановой вырубки.
Без сомнения, подобные действия, если они носят законный (прописной) порядок могут только приветствоваться. Но чтобы понять на сколько дерево (ветки, крона) имеет право на дальнейшее существование должны быть проведены определенные последовательные шаги.
На практике же все выглядит более тривиально. Жалобы жителей зашкаливают по всем районам Москвы. Конечно, все мы в душе великие урбанисты, но не все профильные специалисты. Поэтому без лишней лирики приведем некоторые факты и инструкцию, которой можно пользоваться уже на практике, с точки зрения именно действующего законодательства. Если сомнения в адекватности той или иной вырубки (кронирования) зеленых насаждений у вас в душе все же присутствуют.
Это просто праздник какой-то!
Итак, в Москве порядок обрезки деревьев регламентирует Постановление №743-ПП, которым установлено три типа обрезки:
Вырубка зеленых насаждений производится на основании порубочного билета (действует год). Порубочный билет выдается Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в случаях:
Порядок вырубки таков:
Порубочный билет не нужен, если деревья растут:
И обратное. Если жители хотят самостоятельно высадить деревья около своего дома, тогда им нужно обратиться в отдел благоустройства своей районной дирекции единого заказчика, в ГБУ «Жилищник» или Управу. Кроме того, в системе электронных голосований «Активный гражданин» на сайте (www.ag.mos.ru) и в мобильном приложении можно оставить заявку на высадку зелени в вашем районе или дворе.
Также, например, Единая Россия принимает заявки о высадке зеленых насаждений до 1 апреля 2020 года в рамках волонтерской акции «Москва - город сирени».
Хороший вариант, пример, из недавнего, когда жители договорились с ГБУ«Жилищник», взяли у него копию выданного им порубочного билета, скинулись всем двором и пригласили профессиональных арбористов (Арбо Сервис, не реклам, просто пример). Несмотря на то, что срезали целых три больших строительных контейнера веток – внешний абрис кроны почти не изменился. Дерево выглядит как после стрижки – аккуратнее и здоровее. Каждый из многих сотен спилов обработали специальным лак-бальзамом (препятствует попаданию инфекций и способствует заживлению).
— Надоело! Поучают, поучают!
Все вроде гладко и понятно. Но на практике есть перегибы. И значительные. От незаконной вырубки до закатывания деревьев в асфальт. Есть случаи и намеренной засушки.
Я лично столкнулась с таким нарушениями в своем Басманном районе. И, конечно, первое что сделала – это обратилась к закону. Забегая вперед, скажу, что спасти деревья мне удалось не с помощью законных обращений, а только с помощью привлечения массового внимания общественности, административного ресурса, непосредственного участия телевидения. Но одно другое не исключает. Все зависит от случая.
Итак, как проверить законность вырубки деревьев?
Узнать, выдавался ли порубочный билет и правомерна ли вырубка зеленых насаждений, можно, обратившись:
Узнать, производится вырубка при строительстве на участке, находящемся в частной собственности, или участке, предоставленном для строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства, можно, обратившись:
Опять же, пока вы будете звонить и разбираться, дерево спилят, а оспорить, например, выдачу порубочного билета вы сможете через суд. Поэтому, если порубочный вам не предъявляют – смело можно вызывать полицию (с мобильного 101, 112). Иногда можно «уговорить» даже с порубочным отсрочить гильотину, были прецеденты, все зависит от вашего желания, упорства и громкого голоса.
Исходя из своего личного опыта, не все деревья, что хотели вырубить у меня на районе были: больны, лишние, старые, паразиты. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что есть менее радикальные варианты.
Подайте бедному слепому коту Базилио и хромой лисе Алисе
Выскажу сейчас свое личное мнение исходя из проведенного небольшого расследования, почему у нас с одной стороны «все в рамках закона», а с другой «сплошные жалобы».
Вся схема построена по принципу: срубил дерево — тебе платят (около 200 тысяч рублей), посадил – платят (тоже нормально). За час работы вышки (машина, на которой рубят) – около 7 тысяч рублей. И это абсолютная реальная возможность обосновывать платежи, запрашивать финансирование из бюджета.
Поэтому стимул у исполнителей (ГБУ «Жилищник» в лице УК в нашем случае) - больше рубить и сажать, но не лечить, сохранять, поддерживать, что имеем. Есть, конечно, энтузиасты, неравнодушные, которые работают в том же Жилищнике, но сама система выстроена так, что мотивации сохранять деревья нет.
По той же причине регулярно возникают городские программы (речь не про волонтеров), где спиливают хорошие, высокие, здоровые деревья, на их месте сажают прутики, которые в 2/3 случаях просто засыхают. На месте засохших можно снова сажать новые прутики, и так до бесконечности. Про «клены» на площади Маяковского сейчас тоже не говорим.
Например, по данным Управы Басманного района в 2019 году было вырублено 862, высажено 787 деревьев и, внимание, 26536 кустов. А в 2020 году планируется к вырубке 269 деревьев, к высадке запланировано при этом уже 1140 деревьев и 20139 кустов. Не удивлюсь, если такая статистика велась с учетом «Зарядье», но опять же данные можно всегда запросить у волонтеров, а они уже говорят совсем об обратном.
Тот же подход у нас и с уборкой листьев. Тоже Постановление правительства Москвы № 743-ППпункт 4.2.2 запрещает убирать листья с газонов, кроме узких полос вдоль дорог. Но Жилищнику это, к сожалению, не аргумент.
Считаю до трех, а потом как дам больно!
За незаконную рубку, повреждение деревьев и кустарников или их выкапывание, приобретение, хранение, перевозку или сбыт незаконно заготовленной древесины предусмотрена административная и уголовная ответственность. Нарушителям грозит штраф от 3 – 4 тысяч рублей - для обычных горожан, от 20 тысяч рублей до 500 тысяч рублей – для должностных и юридических лиц. В худшем случае возможен тюремный срок от двух до четырех лет. Но это еще надо доказать.
Итого:
Не успеем! Опоздаем! Не посеем! Не пожнем!
Ну и последнее, управление городским благоустройством надо менять – у коммунальных служб должна появиться заинтересованность в сохранении зеленого оазиса, поддержании.
В помощь, и это не только мое мнение, шикарный инструмент ГЧП (государственно-частное партнерство) - контракт жизненного цикла (опыт переняли у них, применяем давно, но в других сферах), где платят в том числе и за уход. Качество работ можно проверять по состоянию и количеству взрослых деревьев на участке, который обслуживает выбранная по конкурсу организация. Озеленителям платят ежемесячную плату за уход и тогда меняется мотивация и отношение к делу.
А пока, не проходите мимо, анализируйте, участвуйте, имеете право.
Юный друг, всегда будь юным,
Ты взрослеть не торопись.
Будь весёлым, дерзким, шумным,
Драться надо — так дерись!
Никогда не знай покоя,
Плачь и смейся невпопад,
Я сама была такою
Триста лет тому назад!