Я давно и упорно работаю с государством. Сознательно и продуманно. Когда начинала двадцать лет назад это было захватывающе и интересно, сейчас циклично и предсказуемо.

Свой скромный жизненный путь стартовала с базы подлодок Северного флота ВМФ СССР Гремиха. Перестройку уже застала в Ленинграде и также стояла со всеми в талонной очереди за «чем будет», в одной руке держа трехлетнего брата, в другой пустой бидон, со стеклянной банкой внутри. Профессию юриста выбрала не из-за моды, а из-за призвания к справедливости. И в каком-то смысле мне повезло, это было время становления и экспериментов, не только в правоведении. Кризис 98-го радостно встретила уже в Московском общежитии, в обнимку с учебником «Право Европейского Союза», что давало некоторые надежды на расширение вечных границ.

Все как у всех, плюс - минус. Поколение, которое научили думать самостоятельно, но не всегда давали расслабиться.  

Я многое помню и у меня есть с чем сравнивать, у меня не было особых протекций и блата, меня с трудом можно упрекнуть в отстранённости и равнодушию к происходящему за окном. Я не ностальгирую по мороженному за 20 копеек и красному кумачу со всех экранов, но вот по характерам, сильным, активным, людям верящем в светлое будущее, в перспективу – я скучаю. И дело не в возрасте. Дело в переменах осознанности бытия.

Вы не заметили, как быстро мы привыкли к «международной пилораме» со всех каналов, к «иностранным агентам» в качестве диагноза, к осознанной заморозке доходов, к нарастающему ужесточению визового контроля, к буквально перевернутым жетонам стражей порядка, загнанности благотворительных фондов, к несамостоятельности губернаторов и неоднозначности судейского корпуса. Как-то никого уже не удивляют сочетания этих слов и «сложности», которые вытекают из данных выражений. Сложности, которые затрагивают не только далеких, каких-то пенсионеров.

И мы понимаем, что как-то не клеятся «национальные проекты» в задуманных проявлениях, что работа с силовыми структурами, заставляет все время быть напряженным, выбирать слова, подстраиваться. Что сегодняшняя тенденция: «верности» в приоритете, профессионализм вторичен. И что правда никому не нужна, особенно если это касается исторических, военных достижений, еще совсем недавнего прошлого.

Инфантильность стала нормой нашей жизни и особенно во взаимодействиях во всех проявлениях с государственными структурами. Начиная с квитанции за услуги ЖКХ, до разрешения выйти во двор с условным фонариком и подсветить возникшие вопросы. 

Простых три примера, взятых из жизни в качестве иллюстрации, из недавнего.

Изношенность жилищного фона накладывает некоторые обязательства собственников, вот и я регулярно борюсь с несправедливостями исполнителей системы ЖКХ. В моем подъезде течет стояк, в виде явных мокрых пятен на стене. Несколько месяцев, с перерывами пытаюсь заставить управляющую компанию в лице ГБУ «Жилищник» найти причину. У управляющей компании свое виденье, как надо устранять проблему, а попросту стену с протечками за последние пять месяцев красили три раза. В очередной раз застав начальника участка и женщину моляра за замазыванием эмульсионкой мокрых пятен предательского стояка, резонно поинтересовалась целесообразностью подобных работ. Ответ был не менее конкретный: «Да, уважаемая Дарья Андреевна, мы понимаем, что стояк где-то течет, но не располагаем достаточной киргизской силой и необходимыми инструментами для проведения диагностики. В этом виновато руководство, а мы люди маленькие, мы просто замазываем». Конечно, я возмутилась и поставило вопрос шире, обратилась уже к совести маляра, почему она способствует создавшемуся беспределу. На что ответ последовал не менее удручающий: «Мы люди подневольные, да понимаем, что все замажем и это до следующего раза, но краска казенная, я работающий пенсионер, возникать не привыкла». На мой аргумент уже к обоим, что вот поэтому у нас и в стране такой износ системы ЖКХ, так как круговая порука. На что хором мне ответили: «Так идите на площадь и покричите об этом, а мы голосовали как велено и будем голосовать по отчетности, а иначе нас уволят, а нам семью кормить». И хотя свет клином на ГБУ «Жилищник» не сошелся, но легче замазать, чем менять подход в работе, так же все делают. Товарищей я, конечно, доконаю и стояк у меня будет лучше всех, но подход то узнаваем.

Или другой пример, уже по солиднее. Совещание у профильного регионального Министра. Присутствует весь цвет администрации с одной стороны, с другой потенциальные инвесторы. Инвесторам предлагают забрать все и всея, но желательно за свой счет провести обследование и самим придумать как инвестиции будут возвращаться. Инвесторы соглашаются, возвращаются через неделю с конкретными предложениями, цифрами, схемами. Проходит месяц, другой, ответа от Администрации нет. Интересуемся, а как же наши наполеоновские планы, сами же просили, торопили, а в ответ «у нас согласование идет, ответственность надо как-то осмыслить, с центром обсудить». Проходит уже полгода происходит смена Губернатора и совещание у профильного регионального Министра. Присутствует весь цвет администрации с одной стороны, с другой потенциальные инвесторы. Инвесторам предлагают забрать все и всея…

Понятно, что я упростила картину, в промежутках бывает и диалог, и вопросы, и даже проекты доходят до логического завершения, особенно стратегически важные и масштабные. Но таких примеров меньше, чем таких зарисовок, что я изобразила. 

И последний пример, в силу профессии сталкивалась с работниками Прокурорского корпуса и представителями МВД. Для многих это тот же диагноз, для других хорошая профессиональная школа, для третьих трамплин, есть и идейные, правда долго они не выдерживают. Но вот тут на днях оцепили мой дом кольцом и прилегающие переулки. Выхожу с вопросом в глазах. Стоят мальчики младшего звена МВД, шейки голые торчат, уши просвечивают. Я не выдержала и говорю, ребята, форменные же шарфы у вас есть, закройте горло, ну простудитесь. А один так улыбнулся и ответил: «Приказ у нас, себя пожалейте и проходите, проходите».

 

У каждого свой приказ, обстоятельства, обязательства. Вот мы и проходим, не поднимая головы, не вмешиваемся. Но не сильно ли мы рано поголовно привыкли быть такими подневольными, бессловесными, все принимающими, смирившиеся со своей участью. Даже в мелочах, когда можно привести в порядок собственный дом, двор, отладить рабочий процесс, привыкнуть иметь собственное мнение. Для этого не нужно быть приверженцем той или иной партии, или бороться со страхом за свою семью.

Честность позиции может проявлять по-разному, главное пробовать, не проходить мимо, совершать те самые простые поступки. Терять то уже точно особо нечего, только если потенциальное будущее. Согласитесь.

P.S. Железные ограждения, которыми опоясали весь центр Москвы три недели назад, так и стояли не убранные вокруг нашего дома. Написала на портале Мэрии Москвы запрос (через «электронную приемную»), потратила 5 минут времени, на каком основании данные ограждения мешают проходу граждан и почему их не убирают. Ответ пришел через 3 дня, ограждения были собраны, вывезли. Всего лишь одно обращение, а если бы написали все, ну пусть 30 %, определенно было бы сложнее так легко перегораживать часть многомилионного города и закрывать общественный транспорт…