Марина Тяжелкова

Про ионийских бесприданниц

 

Надпись выбивалась из общего ряда «завоевал, издал указ, обложил налогами, опять завоевал». Главным действующим лицом была какая-то Лаодике, которая ничего не завоевывала, а наоборот, как свойственно женщинам всех времен и народов, хотела помочь несчастным девушкам выйти замуж. И не обещаниями, а делом. Хотела уже очень давно.

Каждый раз, когда я хожу по городу Ясосу, у меня возникает впечатление, что я попала в Сон в Двеннадцатую Ночь, или в какой-то квест на древне-греческую тему. Города уже нет несколько тысячелетий. Местному турецкому населению до него абсолютно не дела до очередной греческой развалины, затерянной между Бодрумом и Измиром.  Туристы оседают в Эфесе, сюда же можно добраться только своим ходом на машине. Прошлым летом, в разгар турестического сезона, я была там одна, не считая одной коровы. 

Лет двадцать назад, как говорят, там даже не было забора – народ мог легко поживиться предметами старины, и потихоньку тащил себе древние камушки. Потом приехали поднаторевшие в старине итальянцы и построили симпатичный павилион, и время от времени пытаются что-то там раскопать.

Вот в этом павилионе я и набрела на письмо Лаодике. Текст надписи я честно сфотографировала и на древнегреческом, и на английском, но к сожалению, опознала потом только английский. Не могу понять, как правильно загрузить фотогафию, но вот вольный перевод на русский (на английский видимо переводили итальянцы, поэтому иногда с грамматикой не совсем).

 “На большой стелле запечатлено письмо к городу [Ясос] от Лаодике, жены царя династии селевкидов,  Антиоха III . Примерные даты – 196/5 гг. до нашей эры. Лаодике предоставила городу большое количество зерна городу для того, чтобы помочь городу, который постигла неназванная катастрофа. Доход, полученный от продажи зерна должен быть использован для приданного девушек из семей бедных граждан. В знак благодарности, городской указ устанавливает торжественный культ Королевы Афродиты Лаодике, и так же обязывает молодоженов и невест оказывать особые почести богине.»

Возник ряд вопросов.

Для начала – кто такая эта Лаодике?

Этот вопрос оказался наиболее податливым, через несколько недель я уже чувствовала почти специалистом по ранним Cлевкидам. Семья оказалась настолько интересной, что даже возникают фантазии написать на эту тему романчик такой небольшой.

После смерти Александра Македонского его империю, как известно, поделили между собой диадохи. Селевку, одному из наиболее успешных полководцев досталась территория от современной Турции до восточных пределов древнего Ирана. Его потомки старались удержать эту огромную территорию на протяжении двух веком. Это им удавалось с переменным успехом и с большими усилиями. Наибольшего успеха добился Антиох III Великий, муж нашей Ладоике, которая на деле оказалась Лаодике III. Жили они душа в душу, но об этом я напишу отдельный пост. Еще у Лаодике с Антиохом оказалось несколько абсолютно боевых бабушек и дедушек, но о них я тоже как-нибудь отдельно.

Главный ответ остался - почему такой странный способ помочь?  Если у них не было еды, то вряд ли бы они ждали дохода с его продажи. Почему деньги пошли именно на приданное? Бесприданница, как нам пишут уже наши местные классики, это конечно большое горе, но на катастрофу городского масшатба все же не тянет.  Интересная такая благотворительность. 

Я заказала в Амазоне пару книг и даже первоисточник, который обещает дать точный тескт письма.

А пока – может есть у кого идеи на этот счет?

PS

: Пост приурочен к дню рождения моего папы, большого любителя истории Турции.

1

Суббота. Консульство. Нью-Йорк.

Я не люблю детские дни рождения. Когда вашему ребенку четыре года, когда вы живете где-то возле Нью-Йорка, и ваше чадо ходит в садик, то частота посещений этих увеселительных мероприятий у вас составляет 2-3 раза в месяц. Это такая религия у местных мам. Обычно мероприятия эти проходят в одних и тех же местах, на них приглашают тех же самых детей, и пару-тройку групп, развлекающих детей по знакомому шаблону. Самое тяжелое – это “сухие дни рождения, когда страждущим родителям не дают даже бокал вина. Но об этом как-нибудь в другой раз.

4

Голоса из-за бугра

Для тех, кто свалил, и не только.

8

Марши нашего детства

 

Мне было 15 лет. Дело было в Эстонии, в Таллинне, на заре перестройки.  Мы с мамой решили сходить на спектакль. В Таллинне было несколько вполне достойных театральных площадок, на то время. Они, однако, были четко сегрегированы по языковому принципу. И вот, прочитав об интересной постановке в театре, который давал представления только на эстонском , мы решились на культурный экспиремент. Он удался, наших знаний эстонского хватило, язык театра универсален, и проч.

1

Белое Солнце Национализма

И еще раз о нем,  об управляемом национализме. Как же многие обрадовались, когда Европа шепотом объявила, что извините, ребята, промашка вышла, с толерантностью-то. Теперь и нам незазорно. И как-то так оказалось, что виноваты в этом не европейцы, конечно же, а братья-мусульмане, которые понабежали. Ну, про колониальную политику Европы с 17-18 веков конечно же, давно все забыли. Европейцы сами, в поте своего лица построили свое благоденствие. А то, что бельгийский король, например, еще в конце 19 – начале 20 веков жестоко эксплуатировал Конго, то это он делал с просветительскими целями, конечно. (См. http://en.wikipedia.org/wiki/Belgian_Congo). Откуда же в Европе взяться национализму, это же самый просвещенный континент!

2

Утопия. Нет

Антиутопия как способ общения. Для нас это уже нормально, сами не замечаем. А вот если, все-таки попробовать себе представить, как оно могло было быть, если. Вдруг через лет так пять нет больше на троне нашего всего. Не важно почему. Вот просто нет его. И не захватывают Россию орды фашистовнационалистов. И рая тоже нет. А есть - просто нормальная жизнь. Но чуть-чуть лучше. Вот как бы это выглядело?

3

Двенадацать лет вперед

Вот, сейчас распощусь.

13