"Для многих детей было странным узнать, что если ты украл какую-то вещь, то тебя за это отругают. Были случаи, когда ребенок в магазине конфету стянет – и сразу бежит показывать SOS-маме. За это ругали, объясняли, что неправильно. А для него было нормой – если украл, значит добыл себе пропитание".

Еще месяц назад кто бы мог подумать, что самой предновогодней темой станет тема детей сирот... Несмотря на все минусы закона Димы Яковлева, есть один положительный момент во всей этой истории: тему подняли в топ. В итоге тысячи людей узнали о том, что традиционная система детских домов, как правило, не эффективна. Узнали о том, что существуют несколько более правильных решений проблемы: усыновление, патронат, детские деревни...

- У нас есть одна девочка, которая пошла в школу, в третий класс, но нам сказали, что ребенок не сможет здесь учиться. Знания были очень плохие, и комиссия предложила рассмотреть возможность перевода ребенка в школу для умственно отсталых детей. Но рискнули оставить в обычном классе. И благодаря усилиям SOS-мамы и школьных педагогов эта девочка сейчас учится на четверки, бывают и пятерки. Но никто теперь не может сказать, что она отстающая или умственно отсталая. И такая история – практически в каждой семье, когда у ребенка появилась ответственность за себя, за свою учебу. А это немаловажно. Потому что зачастую этой ответственности вообще нет. Так что усилиями наших мам дети выровнялись по жизни.

Если спросить профессионалов, то они четко объяснят, что в жизни ребенка должен быть "значимый взрослый" - человек, к которому дети относятся с большой степенью доверия, имеют тёплые отношения с ним. Он не только покажет, как правильно включить плиту или объяснит, почему воровать нехорошо, но и успокоит ночью, если приснится кошмар и поможет пережить неудачи в учебе или отношениях со сверстниками. Этот взрослый должен быть с ребенком 24 часа в сутки, рядом или в соседней комнате. В нашей жизни, как правило, эту роль играют родители. Вариант "абонент не доступен потому что его рабочий день закончился" не подходит. А именно такой вариант лежит в основе традиционных детских домов. Добавим к этому изоляцию, жизнь по расписанию, отсутствие минимальных необходимых для самостоятельной жизни социальных навыков и получим тех самых проблемных 18-летных людей, которые формально самостоятельны, а в реальности не очень представляют, как устроен мир вокруг них, не понимают и не чувствуют ценности семейных уз.

- У них появилась определенная привязанность и ответственность в отношении младших. Часть наших детей была разбросана по разным возрастным отделениям детских учреждений. А теперь они живут все вместе, собраны всей семьей. Сперва сложно было налаживать контакты между братьями и сестрами, которые не хотели воспринимать друг друга. А теперь они друг за друга стоят горой. Это очень сильно бросается в глаза, когда семья куда-то идет, то старшие поддерживают младших, катят на санках. И дети переживают, когда их разлучают.

Детские деревни-SOS - проверенная десятилетиями в 130 странах модель, позволяющая, детям-сиротам обрести новую семью и вырасти полностью нормальными людьми. Не устаю повторять, что при знакомстве с ней меня поразили две вещи: а) абсолютное большинство наших детей практически не отличаются от тех, что живут в обычных семьях, б) вся это система существенно дешевле государственной машины  системы традиционных детских домов. Надеюсь, что на популярной сегодня волне власти смогут больше внимания обратить и на эту модель.

Выше курсивом выделены цитаты из интервью директора Детской деревни-SOS Псков Игоря Ивановича Соловьева. Интервю полностью можно прочитать тут: http://pravdapskov.ru/rubric/17/9098

____

Если кто хочет, то помочь можно тут: http://www.sos-dd.ru/snob/