... помнишь кофейню в Сохо? Конечно, помню. Да толку что!

Рыба, мне очень плохо. Мне даже хуже, чем только что.                                       

                            "Рыба" М. Щербаков

 

Дискуссия о праве человека на самоубийства у Лены Де Винне крутится у меня в голове уже несколько дней. Я никак не могу принять идею о том, что решение о суициде может быть действительно взвешенным. Очень уж там все проблематично с "весами". И мне вспомнилась очень старая история...

Когда совсем нет сил жить и в голове только одна мысль "Остановите Землю, я хочу сойти!", я вспоминаю эту историю. Она мой спасательный круг в мутном море "витальной тоски" и предательских мыслей о самоубийстве.

Лет 10 назад я работала в одном из интернатов для так называемых "трудных подростков". Проводила там в основном групповые встречи, но некоторые из ребят приходили ко мне на индивидуальные беседы. Эту историю мне рассказал один умный довольно замкнутый парнишка со своеобразным, как сейчас помню, чувством юмора. К моменту нашего знакомства ему было лет 17 и в интернате он учился уже почти два года. Назовем его, к примеру, Кирилл.

Когда Кириллу было почти 15 лет, он ушел из дома. Почему, даже не так важно. Плохо ему там было. Надо было как-то выживать на улице и он прибился к весьма криминальной компании, чтобы было что есть и где спать.  Но фишка в том, что плохо Кириллу было не только дома, ему было плохо вообще. Тотально. Скорее всего, это была подростковая депрессия, которые случаются не так уж редко. Кирилла все чаще и сильнее одолевали суицидальные мысли. То есть мысли о том, что жить в состоянии этой черной душной обступившей со всех сторон тоски невыносимо и не имеет никакого смысла.

Кирилл был сообразительным парнем, начитанным и с аналитическим складом ума. Поэтому проблему он обдумал всесторонне. И понял, что в нынешних обстоятельствах, когда он таскается с "малины" на "малину" и никогда не остается один, покончить с собой будет слишком сложно. По крайней мере, он не видел никакого достаточно надежного способа сделать это без риска, что его "откачают". А этого он не хотел. Он был смертельно серьезен. Никакими истероидными "криками о помощи" тут и не пахло.

И Кирилл решил, что скорее всего, придется отложить исполнение этого плана на несколько лет. Самое удивительное то, что даже в депрессивном тумане этот в сущности ребенок допускал, что жуткое состояние может когда-нибудь пройти. Вернее так. Эмоционально он в это не верил (думаю, это ощущение понятно любому человеку переживавшему что-то подобное), но то ли слышал, то ли читал, что такое возможно. На этих исходных данных он и построил свою логическую схему.

Кирилл рассуждал так. Если эта невыносимая душевная боль не пройдет за несколько лет и у него появится возможность надежно покончить с собой, он так и поступит. При таком развитии событий совершенно неважно, чем он будет заниматься в ближайшие несколько лет, ожидая подхощящего момента. Но существовал и "вариант Б". Если допустить (хотя бы только логически), что в конце тоннеля есть свет и через какое-то время его состояние изменится, то потерянных лет будет жаль, да и в криминальной тусовке вряд ли удастся продержаться без серьезных последствий.

И Кирилл решил, что логичнее всего будет действовать так, как будто "вариант Б" реальность.

Он отправился в какую-то организацию, занимавшуюся трудными подростками-репатриантами и попросил их отправить его учиться в интернат куда-нибудь подальше от этого города и слишком близко знакомых "блатных" деятелей. Это сработало. Из депрессии он, конечно, вылез не сразу, но к моменту нашего знакомства он достиг немалых успехов в учебе и был уже вполне "живым" молодым человеком, хотя и весьма мизантропического склада.

Я не знаю, как сложилась его дальнейшая судьба, но думаю, что удачно. Человек, способный в 15 лет самостоятельно вытянуть себя из такой ситуации, обладает огромной жизнестойкостью и здравомыслием.

Это, наверное, самый поразительный случай "самотерапии", который мне доводилось видеть.

Но как донести до человека в состоянии "в-этом-мире-меня-больше-ничего-хорошего-не-ждет" идею о том, что суицид это РЕАЛЬНАЯ ТОЧКА НЕВОЗВРАТА и даже в этой ситуации скорее всего возможен План "Б"?