Уже много лет с удивлением отмечаю, что родители очень неохотно говорят с детьми о деньгих, почти так же неохотно, как о сексе. Дошло до того, что эту тему я включаю в программы работы с родителями в обязательном порядке. По крайней мере, так происходит в Израиле, что бы там ни говорили про евреев. В московский двухдневный тренинг я эту тему не внесла и вот теперь задумалась – может, стоит?

Что скажете?

В числе необходимых навыков, которые мы стараемся привить ребенку, умение обращаться с деньгами одно из важнейших. Откуда берется это умение? Каждая семья справляется с этим вопросом по-своему, но одно я знаю точно – разговоров тут недостаточно, хотя и без них тоже не обойтись.

Неважно, сколько Вашему чаду 4 или 14 и начинается ли все с вечного «мама, купи!» или «такая модель у всех уже есть!», мы все равно приходим к практике. Правильно. К карманным деньгам. Нужны ли они? С какого возраста их выделять и по сколько?

Нужны. Это абсолютно точно. Карманные деньги один из способов развить в ребенке самостоятельность и ответственность. Не упустите эту возможность.

Большинство специалистов по возрастной психологии утверждает, что выдавать карманные деньги и учить ими распоряжаться стоит не раньше чем с пяти-шести лет – во многих странах это возраст поступления в школу, либо в первый, либо в подготовительный класс. До этого момента детям сложновато усвоить функции денег и правила обращения с ними.

Для того чтобы карманные деньги стали инструментом обучения денежной премудрости, стоит соблюдать несколько несложных правил

  • Карманные деньги выдаются раз в неделю, их сумма постоянна, она определяется и сообщается ребенку заранее. Разумеется, эта сумма может и будет меняться – у 16-летнего потребности отличаются от восьмилетки – но это всегда должно быть четко оговорено и не должно происходить слишком часто.
  • Если Вы хотите подойти с установлению суммы карманных денег всерьез, подсчитайте, сколько у Вас уходит в месяц на игрушки, сласти, развлечения… Главное, понять, что именно включать в сферу экономической ответственности ребенка.
  • Из карманных денег не должны оплачиваться основные потребности ребенка – еда, одежда, лечение, кружки. Это все Ваши расходы. Из этого неизбежно вытекает то, что карманные деньги это личные деньги ребенка. Он может потратить их на что хочет. Конфеты, игрушки, кино… Ваш голос тут объяснятельно-совещательный. И еще один немаловажный вывод - оставшись без этих денег (растратил, проиграл, потерял) ребенок вполне спокойно доживет до следующей недели.
  • Не пользуйтесь карманными деньгами, как «дубинкой». Если ребенок не убрал в своей комнате или забыл вынести мусор, его карманные деньги здесь ни при чем. Разумеется, если у Вас не разработана система штрафов. Также не нужно платить ребенку за каждый чих, сделанный им по дому. Если Вы даете ему денежное вознаграждение за какие-то домашние дела, они должны быть четко определены, не должны входить в сумму карманных денег и у ребенка обязательно должен быть список бесплатных обязанностей.
  • Еженедельная сумма должна строго соблюдаться. Это один из главных элементов «денежной премудрости» - денег конечное количество и надо учиться их распределять. Если ребенок растратил выданные деньги за первые два дня недели, ему придется подождать с осуществлением своих желаний до следующей «зарплаты». Никаких «беспроцентных займов» и «авансов». Помните? Основные потребности ребенка обеспечены Вами, не смотря ни на что.
  • Буду рада, если Вы выскажетесь на эту тему здесь. И, конечно же, буду рада видеть в Москве у себя на тренинге, Вас или Ваших знакомых, для которых тема родители и дети важна,