Все записи
12:30  /  16.08.13

13314просмотров

Верный способ

+T -
Поделиться:

 

Это было пять лет назад. Или шесть. Или семь. Мой товарищ в книжном магазине увидел книгу, обложка которой была украшена фотографическим портретом его знакомого; оказалось, что книга посвящена его, знакомого, творчеству. «Вот! — сказал довольный товарищ, вручая мне книгу, — Это про М.!» Читать, стало быть, предоставлялось мне. Я и не преминула, что называется. Это была обычная практика: товарищ притаскивал мне книгу, я её читала, потом ему пересказывала, а он, намотавши на ус, мог впоследствии поддержать беседу в приличном обществе, т.е. в обществе людей, котором я также пересказала содержание литературной новинки.

Тогда у меня была собака, Марчелло, умнейший пёс, который знал очень много слов и даже имена некоторых людей. Товарищ иногда с ним гулял. Но в тот раз он как-то не рвался, хотя Марчелло делал ему недвусмысленные намёки.

— Попозже погуляю, — сказал товарищ и стал медленно и печально пить чай.

— Так-так... — говорю. — Кстати, я прочитала книгу про М. Знаешь ли ты, что пеоны для М. — самое обычное дело? Причём и длиннейшие, которые прежде ни разу не встречались...

— Ишь ты! — кивает товарищ с уважением.

— У него встречаются даже пеоны с дробной стопностью, отличающиеся от обычных тем, что после последней пеонной ударной константы имеется еще одна двухсложная стопа... Мало того, М. убедительно демонстрирует не только четырёх-, но и шестисложные ритмы — гексоны!

— Не ожидал, — говорит товарищ. — Вот гексонов — не ожидал!

— Стоит отметить и уникальные примеры сверхдлинных двухсложников: 18-23-стопного ямба, 26-27-стопного хорея; наконец, удивительный бесконечно длинный двухсложник, где регулярный ритм сперва устанавливается, потом — ты прикинь! — дробится пополам, становясь чётче, затем превращается в хаотическую смену правильных однострочных ямбов и хореев, при этом — ты слушаешь?! — при этом зарифмованы все строки, кроме последних двух!!!

— Охренеть можно, — говорит товарищ, и взгляд его делается стеклянным. — Кроме последних двух... Это ещё, можно сказать, повезло...

— Ага! — говорю. — Логично предположить, что у М. должны быть образцы и сверхдлинных трехсложников...

— И? — спрашивает он тихо. — Неужели?...

— И они действительно есть!!! — возвещаю я и хохочу: — 12-16-стопный дактиль, 14-16-стопный амфибрахий; сверхдлинного анапеста у М., впрочем, нет...

— Пронесло! — говорит товарищ в сторону, морщится и трёт рукой грудь....

— Однако это еще не конец! Открытие М. — это хориямб, то бишь ямб, в котором первое схемное ударение смещено со второго на первый слог, нерегулярный, но вполне силлабо-тонический размер... Ты понял, с кем ты водку пил?

— Коньяк... — бормочет товарищ.

— Ну, коньяк! Главное — ты понял, что М. имел в виду, когда говорил "Ай, какой я молодец"?

— Теперь понял... М. имел в виду хориямб...

— Вот именно! Если говорить о тоническом стихе...

— Не надо!

Товарищ, слабея, выходит из комнаты. Ему не хватает воздуха. Я иду за ним.

— Если говорить о тоническом стихе, — говорю я как бы между прочим о тоническом стихе, — то здесь М. впервые написал правильный восьмииктный дольник, впервые использовал длинноинтервальный акцентный стих, впервые продемонстрировал четырехиктный тактовик... Ты понял, нет?

Товарищ шнурует ботинки, берёт поводок и выходит из квартиры. Марчелло, поджав хвост, трусит за ним. Пёс чует, что происходит что-то недоброе: слишком много незнакомых слов.

— Никто до М, — говорю я им уже в подъезде, — не использовал трёх- и четырёхэлементарные составные строки... Никто не писал белые стихи столь сложной регулярной структуры...

Дверь захлопывается. Я стою одна в окружении почтовых ящиков. И делаю контрольный выстрел в пространство:

— А ведь в начале творческого пути его метрический репертуар был сравнительно однообразен... Кто бы мог подумать...

Комментировать Всего 25 комментариев

Хороший сегодня день.

То Олейников, то Тэффи.

Эту реплику поддерживают: Наталья Белюшина

И такая дребедень целый день - то Олейников, то Тюлейников... 

А в жж-шной френдленте у меня сейчас поэта Алейникова цитируют)

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

"...еще испортят"

Белюшина настроена оптимистично :-)

Зато сколько чудных открытий ...:-) ну и парадоксов друг Вашим блогам не чужд.

"...ещё испортят"

Между прочим, я была права) Сегодня интересное письмо получила: http://natabelu.livejournal.com/796409.html

Наталья, мне и так каждый раз обидно, когда я понимаю, что масса интересного проходит мимо меня в Вашем ЖЖ, поскольку в Казахстане он заблокирован... А Вы ну не то, чтобы персты в разверстые раны, но сахар в пиво - точно:-)

Алия, на этот раз мимо вас прошло не очень интересное, мягко говоря))

Текст послания:

милый мой Наташа идите на хуй

ёбаный вы во все щели гомосек-СЛУЖАЩИЙ ФСБЫ

со всеми вашими запятыми и точками над е

ИДИТЕ НА ХУЙ С ВАШИМ СНОБОМ И ЖЖ И ФБ

УЁБКИ В РОТ ВАМИ ВСЕМ КОНЧАТЬ

Н-да...

"Хуже не будет!" - "Будет! Будет!"

Вы и вправду были правы, Наталья.

Эту реплику поддерживают: Наталья Белюшина

Оригинально. И ФСБ рифмуется с ФБ. Поэтическую натуру не скроешь, однако. 

И парадоксальность мышления: человек пишет "ёбаный" (и "уёбки") - при том, что тут же высказывает недовольство моими "точками над е")

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

не умеете Вы жизни радоваться - такой улов! День прошел не зря.  

Да просто как-то уже подзадолбало)

Ты, Тэффи, Бог, и сама(а) того не знаешь!!

Ты, Моцарт, - Блок, и твой прекрасен блог!

Хорошая вещица...  Все обещаю себе попытаться когда-нибудь вникнуть в теоретические тонкости с-тихосложения...  А потом думаю, а "на хорея мне это надо?" У Набокова в "Даре" есть образ поэтического вьюноша,  он все рисовал какие-то сверх гениальные схемы стихотворительных вирш, но сами стихи при этом были  удивительно скверные.

К схемам можно прийти и чисто интуитивно, даже не отдавая себе отчёта, что изобрёл "хориямб". А сознательное изобретение схемы годного стишка не гарантирует)

Да, ко всему можно (и должно) приходить интуитивно, по крайней мере, в искусстве. Построение схем - это уже следствие. Особенно это касается  музыки и поэзии, "услышал", "пришло" - записал, а когда наоборот, - это недоумение  и лукавство какое-то...

Эту реплику поддерживают: Наталья Белюшина

Новости наших партнеров