Фильм «Белое солнце пустыни» (который в момент написания сценария предполагалось назвать «Пустыня», затем «Спасите гарем») было предложено снимать Андрею Тарковскому, но он отказался. В роли Сухова начал сниматься Георгий Юматов; он сорвал съёмки, уйдя в запой, к тому же ему испортили в драке лицо.
Для жены Юматова Музы Крепкогорской в фильме «Офицеры» была написана небольшая роль, чтобы она, имея законный повод присутствовать на съёмках в Севастополе, удержала мужа от пьянства (впрочем, не удержала).
Режиссёру «Белорусского вокзала» Андрею Смирнову с трудом удалось протащить в фильм песню Окуджавы «Десантный батальон», т.к. редактура посчитала, что это песня не о фронте, а о лагерях.
На роль Ржевского в фильм Рязанова «Гусарская баллада» пробовались Тихонов и Юрский. Иван Пырьев на худсовете по поводу проб Юрского сказал: «У него же не русский вид <...>. Это даже немного оскорбление национальных чувств».
В «Семнадцати мгновениях весны», когда нужны были крупным планом руки Штирлица и Плейшнера, снимали не руки актёров Тихонова и Евстигнеева, а руки художника-постановщика Феликса Ростоцкого (за Плейшнера он писал шифровки, за Штирлица рисовал деятелей Третьего Рейха и выкладывал спичками ёжиков).
До завершения съёмок «Семнадцати мгновений...» умер исполнитель роли адъютанта Мюллера Лаврентий Масоха (его самой знаменитой репликой стала «Штирлиц идёт по коридору»). А исполнительница роли Кэт Екатерина Градова снималась будучи беременной от Андрей Миронова.
В фильме «Земля Санникова», если присмотреться, на некоторых общих планах можно заметить Сергея Шакурова — в роли Губина. Которого вообще-то играет там Юрий Назаров. Шакурова сняли с роли, поскольку он требовал замены двух неопытных диких режиссёров на одного нормального и опытного. Съёмки были отвратительно организованы. Протестовали тогда все. Посланная на Мосфильм депеша гласила: «Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров». Но всех, кроме Шакурова, удалось сломать. Заменивший Шакурова Юрий Назаров также конфликтовал с режиссёрами (например, по поводу снимавшихся в фильме детей, которых целыми днями держали на жаре, доводя до обмороков).
Фильм «Возвращение «Святого Луки», созданный в рамках кампании по улучшению имиджа милиции, основан на реальной истории похищения картины Франса Хальса «Евангелист Лука» из Музея им. Пушкина. Правда, дело было раскрыто КГБ, а не милицией. На роль Графа, сыгранную Дворжецким, планировался Георгий Жжёнов. МВД наградило Дворжецкого радиоприёмником «Сокол».
В числе первых «простых зрителей», посмотревших фильм «А зори здесь тихие», была женщина, которая во время войны спасла жизнь Станиславу Ростоцкому. Режиссёр Ростоцкий организовал для своей фронтовой подруги показ фильма на студии, хотя женщина не могла в буквальном смысле слова смотреть фильм: она уже была слепа.
В досъёмочный период «Двенадцати стульев» Гайдая проблемой стало отсутствие в стране стульев работы мастера Гамбса. Гайдай хотел полной аутентичности и подлинных стульев, причём их требовалось больше двенадцати, чтобы спокойно крушить стулья дубль за дублем. В результате решено было заказать новодел по сохранившемуся образцу. Но в СССР уже никто не мог повторить стулья Гамбса, и стилизацию пришлось заказывать за границей.
На роль Бендера у Гайдая пробовались все, кто мог, включая Алексея Баталова и Фрунзика Мкртчяна; Гайдай предложил пройти пробы даже Муслиму Магомаеву. В результате выбрал Александра Белявского. Белявский уже снимался, когда начальство потребовало другого Остапа. Заменивший его Арчил Гомиашвили, посмотрев смонтированный фильм, заявил Гайдаю, что не стал бы в этом участвовать, если б знал, что режиссёр такое говно. На что Гайдай ответил, что не стал бы снимать Гомиашвили, если бы знал, какой он говённый артист.
Гайдаевского Шурика, сыгранного Александром Демьяненко, поначалу звали Владиком.
Во время съёмок «Бриллиантовой руки» распространился слух о смерти Юрия Никулина. Дело в том, что уборщица гостиницы «Горизонт» г. Адлера обнаружила в подвале сделанное из папье-маше тело С.С. Горбункова, предназначенное для того, чтобы вывалиться из багажника машины, поднятой в воздух вертолётом.
В роли мальчика, ходящего с сачком «по воде аки посуху», снялся сын Никулина Максим. Мальчик запорол несколько дублей, поскольку предусмотрительно падал в воду ещё до того, как Миронов давал ему пинка.
После съёмок «Кавказской пленницы» от Гайдая требовали заменить фамилию Саахов на нечто совершенно непохожее, т.к. одним из партийных деятелей Мосфильма был человек по фамилии Сааков.
На роль Паниковского в фильм Швейцера «Золотой телёнок» пробовались Евгений Леонов и Ролан Быков.
Сцена в «Золотом телёнке», где Бендер едет в поезде с комсомольцами (которые сбежали от него в ужасе, когда обнаружилось, что он миллионер), была снята последней: её потребовал Кинокомитет.
Побег заключённых в бочке с цементом в фильме «Джентльмены удачи» (первое название — «Рецидивисты») восходит к реальному случаю, когда зэк покинул колонию в цистерне с нечистотами. Роль цемента в фильме сыграла залитая водой манная крупа.
Режиссёр «Джентльменов удачи» Александр Серый в молодости отсидел в тюрьме за драку. Он снял всего пять фильмов (два из них совместно с другими режиссёрами). Серый был болен лейкемией и застрелился в 1987 году.
На роль Нестора Петровича в фильм «Большая перемена» пробовались Андрей Мягков и Константин Райкин. Михаил Кононов, получивший эту роль, не горел желанием сниматься. Во время съёмок у Кононова умер отец, из-за чего пришлось сделать перерыв.
50 борзых, взятых из питомника для сцены охоты в «Войне и мире», отказывались бегать за предполагаемым волком. У них вообще не было охотничьих навыков. Чтобы заставить их бежать, на съёмки доставили кошек. Но это не очень помогло.
Для фильма «Дворянское гнездо» Андрон Кончаловский одолжил у своей матери, Натальи Петровны Кончаловской, её драгоценности. Больше Наталья Петровна их не увидела: они были украдены кем-то из членов съёмочной группы.
Легендарной истории о том, как Никита Михалков в приступе лихости и молодечества загнал лошадь на съёмках «Собаки Баскервилей» (а потом оживил её, подышав ей в ноздри), в действительности не было. Видимо, это аберрация памяти: была сцена (она сохранилась, но не вошла в фильм), где в прогуливающегося по болоту Генри Баскервиля кто-то стреляет (мы-то знаем, кто), попадает в его лошадь, лошадь падает, Баскервиль падает с лошади, после чего прощается с лошадью, в большом расстройстве повторяя что-то вроде «ах ты господи, что ж такое».
Кадры эпизода с лошадью:
Фотографии со съёмок «Нескольких дней из жизни Обломова»:
Фотографии со съёмок «Андрея Рублёва»: