Как-то в мае в небольшом, но культовом клубе выступала гениальная группа из Питера. Было настолько круто, насколько мало людей находилось в зале. Не знаю, чья это вина: менеджеров, промоутеров или самого клуба, да и разбираться не хочу. Сейчас, слава Богу, такой период, что интригующих концертов, ивентов и сейшнов действительно много. Душе хочется культурологической справедливости — чтобы люди перестали жрать, слушать и смотреть всякое Г… ну, то что «любит наш народ». Попробую писать здесь про интересные концерты, альбомы, а иногда книги и выставки. Начнем прямо с июня.
05.06 Mujuice, Известия Hall
Веселые реквиемчики, декамерончики, рейв во время чумы — третий песенный альбом Mujuice «Melancholium». Умирать — но все равно в богемной Москве на семи холмах и под звон бокалов. Сплин это сплин — прямолинейный, без обиняков, а в арсенале Mujuice контрапункт — игристая как пузырьки лимонада электроника и сквозная параллель Москва — Мордор.
Сборничек вышел еще в марте и ограниченный тираж пластинок на белом виниле уже подъехал. А за презентацией — как за смертью посылать, успели понервничать и «заждаться». Как раз в духе отстраненной и «социофобской» стилистики альбома и артиста вообще.
Почему стоит брать и «заверните еще»? Песенный стиль для электронщика Mujuice — как капля в море, да и этого многовато — атом в океане. Он по инструментальным сетам, и притом один в поле воин, без всяких составов и сессионщиков. А тут вдруг море позитива на костях под сложносочиненный аккомпанемент. Конечно, не симфонический оркестр — но все равно не частое явление.
Главная причина пойти: проникнуться настроением альбома вживую, пропитаться, замариноваться в энергетике Mujuice и вдарить по ушам контрастом счастливой «музычки» под черной тучей мрачных текстов.
05.06 Esquire Weekend, Хлебозавод
Так уж звезды сошлись — два конкурирующих шикарных события в один день. По степени драматизма — как премьера ледовых шоу на Первом и России в один пятничный вечер. Но нет худа без добра — подгон любителям «концертхоппинга» (см. бархоппинг) — обеспечен. Можно успеть за вечер и закалится ледяной меланхолией Mujuice и согреться под солнцем STEREOLETO. Только не в Севкабель Порту, а на московском Хлебозаводе. Сам я еще не решил — куда в итоге пойду. Но в моем стиле и дома остаться, гладить мурчащую Грелочку — с меня пример не берите.
Esquire собирают крутую тусу на свой Weekend. Журналисты знают толк в музыке — это я нескромно так сужу по себе. Но у больших фестов есть роковой соблазн — они как город Бентон из фильма «Трасса 60» — только подсаживают не на наркотик, а на хэдлайнеров, на громкие имена. Взять билет на всю программу, а явиться к «замыкающему» — ну кто так не делал? «Тебе одной все краски лета и ночи до рассвета», дорогая группа-хэдлайнер.
А вот на Esquire Weekend такая бесхозяйственность — роковая ошибка. И дело не в морализаторстве или жадности — заплатил же, уважай свои деньги, послушай всех. Совсем бескорыстно и только ради чистого искусства заявляю — в погоне за звездами лайнапа можно упустить настоящее ZOLOTO. Ну и Sirotkin осиротеет.
ZOLOTO — струящаяся как легкий шифон на красивой девушке в ветреный день, но при этом очень «продуманская» музыка — ни одной лишней ноты. Май стронгли рекомендасьен — простите мой французский, а французский да простит меня за столь вольное обращение. Владимир Золотухин еще в составе рок-группы «Cardio Beat» выступал на наших «Индюшатах». Не то чтобы хвалю тут свой фестиваль: 20 с лишним лет — по нынешним временам и нравам знак качества. А трейдмарк коллектива ZOLOTO — его постоянный рост. Помню их «новобранцами» — проделан большой путь. Ну что, «Улицы ждали». Отпечатков наших ног на асфальте Хлебзавода.
А что Sirotkin, как не сотрудничество с Гошей Рубчинским, которое обсуждает каждая собака? Что угодно, только давно уже не это — заплыли за буйки. Сладкоголосый саунд — немного ностальгии по романтическому репертуару Валентина Стрыкало. Песня «Август» — как будто отголосок той самой Ялты, где мы с тобою влюблены и ходим под парусами. Да и вообще, выступление немного затянет раны от несостоявшихся в этом июне Metronomy. Беспощадные синты заставляют стереть в хлам кеды на танцполе. «Бейся, сердце, время биться, бейся стерео» — время влюбиться… в коллектив и не отпускать его со сцены.
Главная причина пойти: открыть для себя не хэдлайнеров, а немейнстримных, но очень достойных представителей лайнапа.
12.06 SHOO, «16 Тонн» на Пресне
Пожалуй, лучший способ отпраздновать День России, опрокинув массовиков-затейников, организующих для широкого пипла патриотические концерты и официозный движ. В них мало соула, а сильно хочется soulененького.
Шуня Мещерякова — душенька, что во всех нарядах (читай, образах) хороша. И на «Усадьба Jazz», и на «Дикой мяте», и на Первом канале, и на «Квартирнике у Маргулиса» и на квартирном концерте, как у нас говорили на «флэтовике» хоть в Бутово. Взрывная волна SHOO поднимет на воздух будь то маленький клуб, будь то аллею звезд. Полный унисекс и абсолют качества. Absolute soul — в прямом смысле. Зайдет всем, у кого есть душа, даже на Марсе и за пределами солнечной системы.
На новом альбоме «сны» SHOO не изменяют выработанному стилю… ну или? Как акадмемистку — выпускницу Академии им. Гнесиных и Музыкального колледжа Беркли Шуню тянуло на «элитарненькое» — джаз, увесистые музыкальные фракталы, фактурный саунд. А на новом EP нашлось место для девтсвенного и нетронутого группой электрофолка. К нему на вписку позвали и еще немного синтвейва. И даже флиртуют с европопом и евроденсом — незаметно так, чтоб «муж-джаз не заметил» кивнули легонько головой в сторону популярных жанров.
В треке «смотри» — вдруг запела царевна Лебедь в царстве славного Салтана, но в хайтек-дворце XXI века звучат биты, лишь редко, но метко прерываясь на фолк и саксофон. Пять за технику, пять за артистизм — хвалю голосом Татьяны Тарасовой. За такую эклектику даже кумиры не заругают, а похлопают по плечу — Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Элла Фитцджеральд и даже Фрэнк Синатра. Жду не дождусь нового EP в клубном лайве — не только ж украинскому нью-вейву на народной теме ехать и даже доехать до Евровидения.
Главная причина пойти: послушать действительно качественную музыку — как никогда органичное сочетание академической грамотности и азбучной выверенности с драйвом новизны и экспериментом.
16.06 EMMA M, 16 Тонн Арбат
EMMA M, как русалка, выходит из пены морской. Все старое — долой, прошла сквозь лимбо. Пожалуй, беспрецедентный случай, когда обнуление на пользу. «Новое — это хорошо забытое старое» — в этом случае эту фразу надо понимать буквально. Часовой сет, когда вы прислушаетесь к «Динамикам» и не «отлипнете» от них.
Рок-н-ролла много, это уже не цель и даже не средство. Почему EMMA M — выстрел в десяточку? Не буду тут говорить про жизненный опыт, сублимированную в текстах боль и всякие там мантры — вычеркнул. А хвалю Эмму за «естественно-научный подход» к селекции, прямо как у Мичурина и Вавилова. Только EMMA M вывела не новые яблочки, а свежий формат концерта. Бодрый рочина с перебивками на… авторские стихи.
Да, у Эммы выходят сборники, она поэт, и, в отличие от Шнура, — тонкая натура. Ну кто еще у нас настолько изящно возводит поэзию в ранг музыки и транслитерирует в рок без потери смысла, как мидовский переводчик? Да, был эксперимент рэпера ST с поэтическим шоу на ТНТ — надо же было сломать об колено стереотип о том, что стихи не формат на тв. Но вот открытая сцена — ньюборн, по крайней мере, для тех, кто не жил в 60-х. EMMA M и ее музыканты воскресили Евтушенко и Рождественского.
В общем, не продинамьте «Динамики»!
Главная причина пойти: вспомнить, что когда-то в истории были такие поэтические вечера, а стихи вообще-то и в наше время отлично сочетаются с бодрым, но при этом ювелирно-эстетичным роком.
P. S. Искренне надеюсь и верю, что где-то на просторах огромного мегаполиса, а именно на одном из этих концертов, встречу и вас. Опять же, если выберусь, и Грелочка таки не выиграет в битве за мой досуг.