Аватар
Подписчик Сноба

Михаил Эпштейн

Философия без пафоса. К столетию Евгения Винокурова

Исполняется сто лет поэту Евгению Михайловичу Винокурову (22.10.1925–23.01.1993). Еще в середине 1960-х, в пору отрочества, из всех поэтов «военного поколения» (Б. Окуджава, Б. Слуцкий, Д. Самойлов, Н. Коржавин, А. Межиров) я выделил именно Евгения Винокурова. Он воспринимался как законный наследник жанра «философской лирики», освящённой именами Е. Баратынского, Ф. Тютчева, Н. Заболоцкого. Но у Винокурова философия, в духе времени, заземлена: она исходит не из натурфилософии, не из мифов или религий, не из вечных вопросов метафизики, а из повседневности — из того самого «сора», из которого, по Ахматовой, растут стихи, и в данном случае — философские. Винокуров умеет находить ситуации, где вопросы бытия встают из гущи будней: они лежат не в основании, а на пределе вещей; ими не начинают, но ими кончают — или через них открывают бесконечность. «Порой в гостях за чашкой чая, / вращая ложечкой лимон, /я вздрогну, втайне ощущая / мир вечности, полёт времен…»
0

Убийство Настасьи Филипповны в «Идиоте» Ф. М. Достоевского. Версии ИИ

Меня давно тревожила загадка предпоследней главы «Идиота»: почему Рогожин убивает Настасью Филипповну (Часть четвертая. Глава XI, перед «Заключением»)? Только что, перед самим венчанием, она убежала от князя Мышкина; Рогожин приводит ее в свой дом, они проводят вместе ночь — и на рассвете он ее убивает. Вероятно, между ними должно было произойти что-то ужасное, если Рогожин, одержимый страстью к Настасье Филипповне и наконец получивший ее в полное владение, вдруг поднял на нее нож. В этой главе отсутствует какая-либо ясная мотивация — событие представлено отрывочно в бессвязном, лихорадочном рассказе самого Рогожина, уже теряющего рассудок. Очевидно, что Достоевский как художник был ограничен цензурными условиями и моралистическими установками своего времени. Вот почему поразительная по психологической глубине сцена из «Бесов»: исповедь Ставрогина об изнасиловании и самоубийстве подростка Матреши — была исключена из первых публикаций романа, хотя она с наибольшей силой проясняет экзистенциально-метафизическую основу мировоззрения Достоевского и принадлежит к числу его глубочайших откровений о человеческой природе.
0

Выдавать тайны, оберегая их. «Кульминации» — книга очень личных историй и открытий

Каждому знакомы такие моменты жизни, когда с необычайной остротой переживаешь радость, уныние, страх, влечение, одиночество... Или достигаешь особенно ясного понимания каких-то явлений, идей, свойств мироздания. Или испытываешь внезапный переход: между смешным и страшным, надеждой и отчаянием, опасностью и спасением…Наша с писателем Сергеем Юрьененом книга «Кульминации. О превратностях жизни» — о таких высших точках опыта,  когда сразу, почти мгновенно постигаешь себя и человеческую природу, явленную на гранях, на сломах. Некоторые из кульминаций настолько ранящие, что для них подошло бы и название «конвульсии». Некоторые: «Кульминация деревенского хоррора», «Кульминация дзена. Встреча с Пелевиным», «Как я сделал предложение медсестре» — раньше уже публиковались в «Снобе».
0