Накануне Рождества уместно поразмышлять о религиозных умонастроениях нашего времени. В начале 1980-х в Москве мне довелось наблюдать формирование нового типа религиозности — внеконфессиональной. По аналогии с «бедным театром» Ежи Гротовского, в котором не было сцены и других театральных аксессуаров, я назвал эту веру «бедной»: без догматов, без обрядов, вне вероисповедания.

С тех пор прошло 30 лет. Согласно результатам самого масштабного социологического опроса, проведенного в 2012 г. в рамках проекта «Атлас религий и национальностей России» (56 900 респондентов), к бедной религии себя отнес каждый четвертый житель России. 25% — те, кто просто верит в Бога и при этом не исповедует никакой конкретной религии. Это была вторая по численности группа населения, уступающая только православным (41 %) и значительно превосходящая мусульман (6,5 %). С тех пор подобных по масштабу опросов не проводилось.

Как эта тенденция проявляется в мире? Принято считать, что на Западе, особенно в Западной Европе, население стремительно секуляризируется. Но секуляризация — далеко не то же самое, что атеизм. Мы наблюдаем падение не столько числа верующих, сколько религиозно аффилированных, т.е. принадлежащих определенным вероисповеданиям. Эту категорию «внецерковных», «внеконфессиональных» граждан в общественных опросах и демографических отчетах называют «nones», «никакие», «ничейные», поскольку именно так они отвечают на вопрос о своей религиозной идентичности: «None», т.е. ни к какой церкви не принадлежу.

Но это не значит, что «никакие» не верят в Бога и поголовно перешли в разряд атеистов. Самый авторитетный в США центр по изучению общественного мнения Pew Research Center приводит такие данные. В 2019 г. каждый четвертый житель США (26%) не относил себя ни к какой определенной религии. Вместе с тем доля атеистов среди населения — всего 4%. Как заключают исследователи, «никакие» составляют растущее большинство этой демографической группы, а атеисты и агностики — ее стабильное меньшинство. 72% американских «никаких» (32 млн.) верят в Бога или Высшую силу, причем из них 10 млн. молятся ежедневно.

Внутри самой категории «никаких» (nones) выделяются «dones» (от выражения «I am done with it», «я с этим покончил»), которые покинули свои церкви или конгрегации, но не обязательно отказались от веры как таковой; а также SBNR («spiritual but not religious»), т.е. ДННР — духовные , но не религиозные. Характерно также, что только с 1990 по 2022 год число экуменистов, то есть внеконфессиональных христиан, выросло в США примерно в 70 раз и достигло 21 млн., что примерно в 15-20 раз превышает темп роста у самых быстро растущих конфессий (например, у буддистов).

Вчера открываю сайт религиозных новостей и вижу статью о сообществе «никаких» в Атланте. Переведу начало статьи: Церковь для «никаких»:

«Встречайте анти-догматические духовные объединения, возникающие по всей Америке. Эти духовные сообщества отказываются от доктрин, предпочитают вопросы ответам и не стремятся обратить кого-либо во что-либо. Пастор Коди Диз проводит службу в Вайнингс-Лейк в Мэйблтоне, штат Джорджия, недалеко от Атланты, 10 декабря 2023 года».

… «Мы - постоянно развивающееся духовное объединение», - говорит пастор собравшимся в слабо освещенном храме в дождливое воскресенье в начале декабря. «Если вы христианин, замечательно. Если вы пост-христианин, тоже замечательно…»

Так для меня внезапно связались две, казалось бы, невероятно далекие реальности: Москва 1983 и Атланта 2023. Бедная вера, выходящая из пустыни массового атеизма, государственного преследования всех религий. И «никакие», выросшие в обществе абсолютного уважения к религиозным свободам, открытом для всех вероисповеданий. С двух концов планеты, из разных общественных формаций и стадий истории — а духовные пути сходятся в общей перспективе.