Хочу рассказать тем, кто не знал, и напомнить тем, кто забыл, что 6 марта 1969 года не стало 17-летней московской школьницы Надежды Рушевой, которую к тому моменту весь Союз знал как гениальную юную художницу Надю Рушеву. 

Надя начала рисовать сама в пять лет - несмотря на то, что она родилась в семье художника, никто её не учил. Первая выставка состоялась в 12 лет, и в последующие пять лет жизни прошли ещё 15, в том числе за границей. А после смерти их было ещё более 160, и работы Нади видели более 4 млн. человек. Всего после смерти маленькой художницы осталось около 12 000 работ (точно подсчитать невозможно, так как она их дарила, высылала в письмах, раздавала). Безошибочные, точные линии, невероятно выразительный штрих, летящий рисунок -  такое чувство, что она не рисует, а просто выпускает из бумаги то, что та и так хранит в себе. Собственно, сама Надя говорила, что она обводит то, что уже видит на бумаге. 

Через несколько лет после смерти Нади, в 1975 году вышла книга Эдуарда Пашнева "Девочка и олень", пронзительный и талантливый роман для подростков, в основе которого - Надина судьба. Интерес к художнице и её трагически короткой жизни тогда был на пике. Помимо истории необыкновенно талантливой девочки, всё существование которой посвящено её радостному, любимому, тяжёлому труду, в книге есть и дружба, и конфликты с учителями, и взросление, и споры об искусстве, и интересный анализ "Войны и мира", "Мастера и Маргариты", образа Пушкина через Надины рисунки, и нетривиальный взгляд на привычные произведения. И есть вторая главная тема - первая любовь, которую Надя, по версии автора, встречает в "Артеке".

В связи с тем, что Эдуард Пашнев, автор книги, знавший Надю при жизни, достаточно вольно обошёлся с материалом, Надя в книге - не Рушева, а Рощина, впрочем, этот псевдоним, равно как и все остальные, легко расшифровывается: журнал, где была первая публикация о ней, - "Молодость" ("Юность"), автор статьи в "Молдости" - Лев Красин (Лев Кассиль), друг Нади по "Артеку" - Тофик Алиев (Алик Сафаралиев), старший друг Нади - художник Брагин (переживший её на два месяца и написавший горький некролог о ней Василий Ватагин) и так далее.

В книге описываются последние полтора года жизни Нади, прошедшие (по версии автора) под знаком её несчастной любви к вожатому из "Артека", любви, которая, как положено в романах, и стала причиной её смерти (на самом деле - врождённая и никак себя не проявлявшая аневризма). Книга очень талантливая и живая, создавшая у миллионов читателей образ Нади... не вполне соответствовавший настоящему. Близкие Нади не приняли книгу. Её одноклассники, 26 человек, написали гневное письмо по поводу того, как была в книге представлена смерть художницы: "…Её внезапная смерть от болезни, о существовании которой не подозревали врачи, потрясла нас всех. До выпускных экзаменов оставалось 3 месяца. Она много готовилась, волновалась, мечтала о выпускном вечере, и вдруг… А в романе читаем, что Надя умирает от любовных переживаний! Чудовищно!.. Странно, что автор не захотел использовать богатейший материал из Надиной жизни, не нуждающейся ни в каких вымыслах. Ведь Рушева пережила в себе тысячи разных жизней и всегда говорила: "Я всегда живу жизнью тех, кого рисую (конец цитаты)".

Родители Нади запретили печатать роман "Девочка и олень". Наталья Ажикмаа, мама: "Девочка моя умерла в 17 лет. Она даже не испытала счастья первой любви, первого чувства. Как мать я знаю это очень хорошо. Один из горе-писак написал книгу о любви моей девочки. Мы с мужем читали рукопись и запретили ее печатать. Но книга все-таки вышла. А недавно я узнала, что готовится ее второе издание. Как же так?"

Но факты о Наде не менее потрясающие, чем вымыслы о ней же: 

Надя Рушева - первый иллюстратор "Мастера и Маргариты". Она создала серию рисунков по "Мастеру" в 15 лет (170 иллюстраций). 

Надя Рушева придала своим Мастеру и Маргарите черты сходства с Михаилом Афанасьевичем и Еленой Сергеевной, никогда их не видя и не зная, что Булгаков писал Маргариту с жены. Спустя полгода после смерти Нади Елена Сергеевна сама нашла Рушевых и в полном потрясении отметила это, а также мистическое попадание в детали. 

Надя Рушева создала серию рисунков о Пушкине и его жизни в стиле Пушкина, настолько же талантливо, уверенно и очень точно копируя его руку (300 рисунков). Многие из них она делала гусиным пером. 

Надя Рушева почти никогда не рисовала с натуры, не любила и не умела это делать.

Одно из важнейших решений её отца, профессионального художника, определившее творческое развитие Нади, - не отдавать дочь в художественную школу. 

Надины рисунки такие живые ещё и потому что художница искренне любила и не любила своих героев. В каждой картинке - её ярко проступающее чувство. Легко можно видеть, например, что Надя не любила Наталью Гончарову и Андрея Болконского. 

Надя Рушева мечтала стать мультипликатором и готовилась к поступлению во ВГИК.

Обычно люди с Надиным диагнозом не доживают до такого возраста, чаще умирают до 8 лет.

В Царицыно, где жила Надя, в народном парке "Надежда", посвящённом ей, у дома 27 по Ереванской улице, летом 2014 года был открыт памятник работы Андрея Волкова. Скульптор изобразил одного из героев Надиного рисунка - кентаврёнка. 

Как рисует Надя Рушева, можно видеть в неоконченном фильме "Тебя, как первую любовь..." - за день до смерти Надя вернулась со съёмок в Ленинграде. Один из самых поразительных эпизодов - те несколько секунд, когда Надя рисует веткой на снегу профиль Пушкина.

По-тувински (мама Нади - тувинка) Надю зовут Найдан, это имя переводится как "вечно живущая".

Надю до сих пор помнят и любят. Её помнят те, кого тогда поразила необыкновенно яркая и трагичная история её жизни, ослепительный её талант. Помнят поколения помладше, родившиеся после смерти Нади, - мы восприняли любовь к ней от своих родителей. Её рисунки, летящие, стремительные, которые трудно с чем-либо перепутать, то и дело мелькают в интернете. Её серьёзное недетское лицо смотрит с фотографий в школе, где она училась (ЦО 1466 имени Нади Рушевой) - в ней теперь замечательный музей, посвящённый Наде, интересный, живой, а главное, наполненный любовью к ней (сходите непременно, сами или с детьми, предварительно позвонив: 8(926)781-72-02). На Надиной могиле - вечно живой, вечной юный и лишь на миг замерший её кентаврёнок, знакомый миллионам. А высоко-высоко над нами, может, как раз примерно там, где теперь живёт её необыкновенно яркая и красивая душа, летит малая планета РУШЕВА.