Я хочу сказать слова благодарности волонтерам Движения "Даниловцы" и всем-всем, кто сопричастен к нашему большому делу. Но сначала я поделюсь с вами не своими мыслями. Они помогут мне выразить то, что я хотел бы сказать.

Философия начинается с удивления

Мераб Мамардашвили, рассуждая о философии, часто подчеркивал одну мысль. Для него - а я думаю, что так оно и есть на самом деле, - философия начинается с удивления.

"Философия начинается с удивления, и это настоящее удивление не тому, что чего-то нет. Скажем, нет справедливости, нет мира, нет любви, нет чести, нет совести и т.д. Не этому удивляется философ. Философ удивляется тому, что вообще что-то есть. Ведь удивительно, что есть хоть где-то, хоть когда-то, хоть у кого-то, например, совесть. Удивляет не ее отсутствие, а то, что она есть. Не отсутствие чести удивительно, а то, что она есть. Или не отсутствие морали. То есть удивительно то, что есть нечто".

И развивая эту мысль, Мераб Константинович говорит потрясающую вещь: "Ведь это невозможно - быть человеком, а бывает".

Мне важно на этом остановиться. Важно увидеть хоть один из ответов на вопрос, почему человек, ну или скажем, человечность достойны удивления? Почему какие-то простые, казалось бы, повседневные вещи - мир, любовь, честь, совесть и многое другое, в определенном смысле - исключения?

Существо, висящее в пустоте

Ответ на поставленный вопрос таков (тоже Мамардашвили): "Человек не есть нечто, порождаемое природой в том смысле, что нет такого основания в природе, которое самодействовало бы и порождало своим самодействием в человеке человеческое. Человеку не на что положиться вне самого себя. Нет гарантий, нет фундамента в природе для человеческих состояний. В этом смысле человек есть существо, висящее в пустоте, как бы случайное, не имеющее оснований".

А что это означает на деле? Только то, что из этого становится понятным условие человечности, условие человеческого бытия. "Что мы описываем в качестве бытия? Нечто, что зависит от какого-то акта, совершаемого человеком. Но это нечто не только человек, а одновременно и бытие человека; его не может быть без какого-то отношения. Поэтому я бы сказал так: бытие есть существование такого существа, которое способно позаботиться о своем существовании".

Есть и такое объяснение: "Человек есть, очевидно, искусственное существо. Как в смысле необходимости создания им органов своей жизни, которая не вытекает ни из каких заданных биологических механизмов и не гарантируется никакими природными процессами в своем осуществлении, так и в смысле проблемности существования его в так называемой второй природе или созданной им среде из каких-то особых кентаврических объектов, которые имеют одновременно и свойства объектов, предметов природы, и в то же время природой не создаются, а создаются человеком".

Ну или другими словами: "Человек создан этой средой, и дело в том, что существование его в этой среде - проблематично в том смысле, что эта среда не может существовать, воспроизводиться и продолжать свое существование сама собой. Она должна в каждый момент дополняться воспроизводством какого-то усилия со стороны человека. Без этого мир умирает".

Воздушный шар

Анализ сказанного оставим за скобками, тем более, что я не готов к нему. Я хочу поделиться тем образом, который когда-то возник у меня после прочтения реплики: "человек есть существо, висящее в пустоте". Этот образ - воздушный шар. Тот самый, что создан для воздухоплавания.

Пока шар лежит на земле - это просто груда конструкций и смятое море ткани. Вещи, конечно, нужные и имеющие множество возможностей быть полезными. Но это не воздушный шар до тех пор, пока вся эта масса не всплывет ввысь и не докажет, что ей доступно иное измерение, чем плоскость земли. Именно так, правда на примере самолета, Виктор Франкл говорил о человеческом измерении в человеке. Пока самолет ездит по аэродрому - это все лишь причудливое авто, но стоит ему взлететь - он самолет. Человеческое измерение для Франкла прежде всего - это свобода воли, воля к смыслу, обретение и реализация смысла.

В контексте сказанного приведу реплику Мамардашвили о свободе. "Человек свободен в одном простом смысле слова: он не есть элемент какой-нибудь причинной природной цепи, он не производится природой. В этом смысле он «свободен». И, во-вторых, то, что в нем специфически человеческого, может быть результатом только его самосозидания посредством усилий".

Есть и другие измерения человечности. К ним относятся и нравственные категории, которым удивляется Мамардашвили, и человеческая культура, и искусство, и еще много чего.

Так вот, воздушный шар подтверждает, что он способен к воздухоплаванию, только взлетев. И взлетев, он оказывается лишенным оснований, он висит над бездной. И чтобы шар взлетел, и чтобы он не падал, и чтобы он летел - нужно усилие, например, горелка, и кто-то, кто усилие совершает - управляет горелкой. Без усилия шар падает и теряет свое воздухоплавательное измерение. Так что придуманный мной образ, как кажется, вполне отражает предложенный взгляд на человека.

Дырявое бытие

Но для Мамардашвили мало сказать, что человек и человечность висят в пустоте.  Он говорит нечто потрясающее о человеке. Я как христианин усматриваю в этом свой смысл, но сказанное философом вполне самодостаточно.

"То есть мы получили две вещи одновременно, мы получили какой-то род бытия, который содержит в себе дыры, скажем так, дырявое бытие, запрашивающее какое-то усилие от человека, и без воспроизводства этого усилия не существующее: оно как бы провисает в пустоте и падает, а с другой стороны, мы имеем вот это существо, которое это усилие совершает, как существо незавершенное, ни на чем в природе не основанное".

"Дырявое бытие"... Тут уже проблема не только в том, чтобы поддержать себя над бездной, тут еще некий постоянный убыток, своего рода трагизм заложен. Дырявость требует больших усилий и содержит в себе какой-то постоянный риск трагедии.

Волонтерство

Все годы, что я связан с благотворительностью и волонтерством, я слышу слова удивления и недоверия. Слышат их и сами волонтеры, и координаторы нашего добровольческого движения "Даниловцы". Часто они звучат от сотрудников и руководства тех учреждений (социальных или медицинских), где работают волонтеры. Нам говорят, что так не бывает, что это обман, что это скрытая выгода или принуждение, что невозможно, чтобы сотни людей бесплатно помогали другим людям. Бесплатно, как заведенные, раз или два в неделю на протяжении года или двух навещали, к примеру, детей с инвалидностью и гуляли с ними или занимались творчеством. Эти дети, мол, не имеют будущего, они никому не нужны, и потому невозможно по доброй воле к ним ходить и тратить время.

Признаюсь, для меня это тоже невероятное удивление. Но скрывается за ним не недоверие, а желание разгадать эту тайну. Я же знаю, что это факт. Волонтерство есть. Но я часто не знаю, почему оно есть.

Волонтерство - это одна из удивительных граней человеческого бытия и человечности. Волонтерство - это служение и помощь людям, никак не связанным с тобой и твоей семьей, служение очень затратное (время, силы, эмоции), служение, где ты берешь ответственность за что-то или кого-то в дополнение к той ответственности, что приходится и так нести ежедневно. Почти всегда волонтерство не имеет ясного причинно-следственного ответа на вопрос: "Зачем тебе это нужно? Почему ты делаешь это?".

Волонтерство тоже ни на чем природном и общем не основано. Оно тоже висит над бездной и требует немалых усилий. Можно смело перефразировать реплику Мамардашвили и сказать: “Ведь это невозможно - быть волонтером, а бывает…”

Благодарность

Теперь после всего сказанного я могу выразить свои слова благодарности всем волонтерам, координаторам, сотрудникам, благотворителям и друзьям Добровольческого движения "Даниловцы". Вы все по-настоящему самоотверженно трудитесь, прикладываете свои усилия для помощи всем, кому помогаете.

Ваше доброе служение многогранно и дает немало поводов благодарить. Но мне хочется подчеркнуть один момент, указать на одну значимую особенность, скрывающуюся за множеством волонтерских дел. Мераб Мамардашвили говорит, что человек - это тот, кто способен действовать беспричинно. И волонтеры не только таковы сами, но и приносят эту беспричинность в казенные учреждения (дома престарелых, различные интернаты и приюты для детей, ПНИ, больницы и т.п.). Сама система учреждений стремится втянуть жителей в полный детерминизм, упрощает и уплощает человечность. Делает ее затхлой. И именно беспричинность, а в конечном счете свобода - это важное лекарство, это свежий воздух и пространство для жизни в казенных стенах.

Вы по доброй воле беспричинно входите в живые и личные отношения со своими подопечными, помните о них, переживаете, дружите, любите их. Дарите им опыт свободы. И именно в этих отношениях прежде всего раскрывается добрый плод ваших волонтерских усилий и суть волонтерства.

Главная благодарность

Но на самом деле вы все делаете куда больше, хоть и не задумываетесь об этом.

Мне понадобилось сказать множество слов выше, чтобы эти краткие слова не прозвучали поверхностно и пусто. Огромная ценность волонтерства в том, что это - одно из усилий человечности. И вы в свою меру его совершаете и не даете воздушному шару человечности упасть в пропасть. Без волонтерства люди были бы немного ближе к бездне.

И еще вы своим примером, своим трудом даете возможность многим людям приобщиться благотворительности, стать волонтерами и проявить свою человечность, и это тоже очень дорогого стоит! Спасибо вам!

И снова про дырявое бытие

В завершении я не могу пройти мимо "дырявого бытия". Это очень сильный образ, который поможет мне еще больше поблагодарить вас. "Дырявое бытие"  можно отнести к каждому человеку. Все мы имеем некие "дыры", через которые утекает нечто важное, и потому люди могут жить только постоянным усилием над собой, чтобы не свалиться в бездну.

Но есть люди, у которых с этим самым "дырявым бытием" большие трудности. Я говорю о тех, кто сейчас в казенных учреждениях - в больницах, интернатах, приютах, домах престарелых. Только вот у них нет ресурсов, чтобы постоянно предпринимать усилие над собой, они, если можно так сказать, в постоянном падении. И поэтому им нужны помощники, которые вернут их в человеческое пространство бытия, в пространство человеческих отношений и простых вещей. И в этом пространстве, благодаря вам - волонтерам-помощникам, они напитываются этой человечностью. Через добрые отношения наполняется их "опустевшее бытие" и парадоксальным образом наполняется и бытие каждого из вас.

СПАСИБО!