Полгода назад у нас с Департаментом труда и соцзащиты населения Москвы возникла мысль – а как можно привлечь подростков, оставшихся без попечения родителей, в социальное волонтерство? Как приобщить ребят к доброму делу на постоянной, регулярной основе? Речь идет о тех подростках 16-17 лет, которые проживают в т.н. «сиротских учреждениях». В Москве это ЦССВ – Центры содействия семейному воспитанию.
Разумеется, в России многие пытались вовлекать подростков в волонтерство. И этот опыт часто очень позитивный, но он всегда носит фрагментарный характер. То есть, ребята несколько раз в год вместе с со старшими товарищами отправляются на те или иные волонтерские акции. Иногда эти акции организовывают сами учреждения, иногда - школы, иногда – благотворительные организации. И когда мы познакомились с опытом наших коллег, то поняли, что вовлечение подростков именно в социальное волонтерство, когда ребята приобщаются к помощи другим людям, достаточно редкое явление. Да, подростки делают, например, какие-то праздники, поздравляют ветеранов с Новым годом или 9 мая. Но оказывать именно реальную помощь, реальное участие в жизни людей, которым сегодня трудно, - такой опыт крайне редок. А опыта, когда подросток вовлекается в регулярную и системную волонтерскую деятельность, мы вообще не нашли.
И таким образом, перед нами встал вопрос – а как это сделать? Как можно приобщить желающих подростков к социальной помощи? (И мы говорим именно о желающих! Движение «Даниловцы» основывает свою деятельность на принципе добровольности, и участвовать в волонтерстве могут только те ребята, которые сами так или иначе расположены к этой теме и изъявили желание помогать).
Но сначала надо ответить на вопрос – зачем это делать? Для организации, которая хочет вовлекать подростков в волонтерство, это будет трудозатратная, сложная история. Но она, на мой взгляд, того стоит. С одной стороны, то, что лежит на поверхности: подростки приобщаются к конкретному доброму делу. Но это только на поверхности. Для меня, во всяком случае, это не главное, потому что за этим скрывается более глубокая польза и не одна. И первая из них - это знакомство с действующими волонтерами. И здесь самое ценное - факт, что вот есть человек, и он такой же, как и другие. У него есть работа или учеба, у него мало свободного времени и есть, куда потратить силы, есть семья, друзья, увлечения. Но этот человек часть своего времени регулярно отдает благотворительности. Например, каждую субботу он приходит в детдом-интернат для детей с особенностями развития для того, чтобы с ними гулять, играть или рисовать. Или он приходит к пожилым людям и помогает им через общение преодолеть одиночество. И вот осознание этого факта, что в мире есть люди, которым не все равно, которые не видят в своём волонтёрстве чего-то особенного и выдающегося, для нас представляется очень важным. Это уже не нравоучение, когда мы говорим: «Ты должен!..» Или «Хорошо бы тебе!..» А это действительно то, что можно рассмотреть и понять.
Второй мотив также заключается в самих волонтерах, но уже как в личностях. Есть какая-то вероятность, что дети и волонтеры, пусть не все и не всегда, будут общаться, что-то обсуждать, делиться опытом. И сам по себе этот процесс общения нам тоже представляется важным, потому что он расширяет социальный кругозор этих детей.
Третий момент касается не всех подростков, но тех, кто выберет для себя работу, профессию в социальной или медицинской сфере: это врач, учитель, психолог. И таким образом, это может стать началом их профессиональной деятельности.
Следующий момент – навыки. Дело в том, что организованная, системная помощь людям, которым сейчас трудно, неизбежно вовлекает человека в общение, которое, скажем, «не просто так». Оно требует какой-то подготовки, умений. Например, если это – помощь детям, то очень хорошо знать какие-то простые групповые игры. И все эти дополнительные навыки тоже могут потом оказаться полезны и значимы.
Это все было о мотивах. Но когда мы уже размышляли над организационной моделью, то поначалу увидели достаточно много трудностей. С одной стороны понятно, что подростки могут увлечься, а потом остыть, их интересы могут со временем поменяться. Как нам, благотворительной организации, отладить процесс присутствия подростков из ЦССВ в наших действующих волонтерских группах? С другой стороны, как гарантировать подростку безопасность? Мы же не можем опекать и его заодно.
И вот сейчас выстроилась такая модель. К проекту присоединились семь московских учреждений. В каждом стать волонтерами решили по несколько ребят 15-17 лет. И от каждого учреждения своих воспитанников будет сопровождать тимлидер. Он тоже волонтер, то есть участвует в проекте без оплаты, но одновременно он - сотрудник того же учреждения, откуда и подростки. То есть он знает ребят, у него есть определённые полномочия. Именно он отвечает за координацию со стороны ЦССВ. И подростки вместе с тимлидером становятся небольшой волонтерской командой, которая теперь будет приходить в действующие волонтерские коллективы «Даниловцев».
А так как у нас есть более 30 групп в самых разных учреждениях – от детских больниц до ПНИ, - мы бы хотели показать ребятам разные варианты, разные виды помощи, познакомить с разными людьми. И мы решили, что эти небольшие отрядики подростков и тимлидеров будут посещать волонтерские группы с периодичностью два месяца. То есть, сначала они будут помогать детям с инвалидностью, а через два месяца попробуют себя в помощи одиноким пожилым людям в доме престарелых. И это уже будут не разовые акции – пришли, поздравили и на целый год ушли, – а это будет частое присутствие. Но, конечно, посильное, ребенок в любое время может отказаться и не прийти.
Сейчас мы эту историю только запускаем. Мы предложили подросткам девять вариантов волонтерских групп. Сами ребята со своими тимлидерами выбрали то, что им интересно, и записались на первые два месяца. Кто-то будет волонтерить онлайн в региональных детдомах, а кто-то – помогать готовить обеды бездомным людям. Сейчас им предстоит только познакомиться с этой деятельностью, опробовать ее, в феврале они уже смогут волонтерить на постоянной основе, а в марте выберут другие учреждения. И я обязательно расскажу, как у нас всё получилось!