Как и 20 лет назад, малыши, поступившие в больницу без сопровождения взрослого, никому не нужны. Вот сообщения из волонтерских чатов при одной детской больнице в большом городе:

 «Есть ребенок с отморожением, по-русски не говорит. Нужны волонтеры на день - кормить, помогать. В целом он не тяжелый, только руки не функциональны. Кто сможет помочь?»

 «У нас запрос из отделения - поступил годовалый ребенок из детского дома. Без особых проблем. Нужно сопровождение на неделю».

 «Вновь актуален вопрос сопровождения ребенка в дневной стационар онкологии. Два раза в неделю привезти и отвезти обратно. Это тот же ребенок, что мы обсуждали прошлый раз, с мамой-инвалидом. Если кто-то готов взяться, нужно не пропускать приезды, это очень важно».

Таких сообщений очень много. Потому что есть проблема: если маленький ребенок из сиротского учреждения попадает в больницу, то он как бы ничей. Или даже у него есть мама, но она лечь с ним не может: она инвалид или у нее есть другие дети, которых ей не с кем оставить. Врачи и медицинский персонал делают свою работу - лечат и выполняют медицинские процедуры. А уход за ребенком осуществлять некому.

Конечно, не всем нужна помощь. Подростки, вероятно, могут справиться и сами. Но есть же младенцы, дошколята, есть дети с инвалидностью или особенностями развития. Для них значимый взрослый рядом - это очень важно.

Хорошо, когда детей сопровождают родители или родственники. Именно на них ложится определенный бытовой и санитарный уход при необходимости: покормить, переодеть, помыть, следить за режимом. Но главное - быть рядом, чтобы ребенок не был в одиночестве. А за сиротами никто не ухаживает, потому что ни в больницах, ни в детских домах нет такой должности по сопровождению больных детей. Директора и главврачи говорят примерно так: "Я не могу вменить в обязанность кому-то жить неделю-другую в больнице. Чтобы соблюдать трудовое законодательство, нужно три таких сотрудника - сутки через двое. Их у меня нет, а если найму, то что они будут делать, когда ребенок выздоровеет?"

Хорошо, когда с ребенком находится мама. Фото: Pexels.com
Хорошо, когда с ребенком находится мама. Фото: Pexels.com

На самом деле, есть постановление Правительства от 19 мая 2021 года №760, которое возлагает ответственность по сопровождению ребенка-сироты в больницу на детские дома. Но на практике оно, как видите, не работает.

Причем тут волонтеры?

Самый простой способ для директоров сиротских учреждений - сбагрить ребенка под предлогом нехватки кадров. Мол, некого мне послать в больницу, пусть сами разбираются. Так эта головная боль становится болью главврача (ну или зав.отделением). И тогда уже зав.отделением звонит в благотворительные фонды и просит прислать волонтеров. А заодно и материальную помощь: памперсы, пеленки, детское питание, одежду и т.д. и т.п.

«Если у кого-то есть куклы, мягкие игрушки и цветные карандаши – пополните нашу общую коробку, пожалуйста. У нас за последние две недели много изъятых детей и отказов от поступивших новорожденных. Много запросов в отделениях».

Получается такая легкая манипуляция общественниками. Вот, мол, на лечение поступил (или на лечение уехал) ребенок, а ухаживать некому. Жалко его, но ничего не можем поделать, если не вы, то никто. И общественники, поскольку бОльшей частью они люди неравнодушные, соглашаются и помогают. А что стоит за простыми словами «волонтер в больнице»? Это человек, который на час или два (плюс дорога) оставил свою семью или отпросился с работы. Да еще и заблаговременно сдал анализы и прошел медосмотры. Лишь бы пустили! Поэтому, честь и хвала благотворительным организациям и волонтерам, потому что благодаря им многие дети без родителей получают заботу и внимание.

Однако эта самоотверженность не снимает риски и проблемы, заложенные в самой ситуации - этой межведомственной дыре. Как минимум, остается открытым вопрос правовой ответственности, ибо волонтер за результат труда не отвечает. И есть еще огромный вопрос: а могут ли волонтеры действительно закрыть всю потребность в сопровождении детей в больницах?

Трудозатраты волонтеров

Со стороны кажется, что все просто: приходят женщины и проводят свое время с ребенком. Составляется нехитрое расписание, и все хорошо.

На самом деле, чтобы обеспечить двухнедельное круглосуточное дежурство для одного ребенка, нужно минимум 20 проверенных и обученных волонтеров. Почему так много? Опыт показывает, что максимум, на который можно рассчитывать от волонтера, - это одно шести- или восьмичасовое дежурство в неделю. Не забывайте, что волонтеры в подавляющем большинстве - это работающие и семейные люди. Помогать детям они идут отнюдь не от безделья, а от большого сердца и неравнодушия. И выделить целый день на больницу – такое бывает редко. Чаще, все-таки, это несколько часов.

Волонтер
Волонтер "Даниловцев" с ребенком в больнице. Фото: архив "Даниловцев"

Поэтому, чтобы 20 волонтеров ухаживали за ребенком две недели, и график дежурств не сбился, нужно иметь 40 проверенных и подготовленных активистов. И это для одного ребенка. Но чтобы собрать и иметь наготове эти 40 человек, нужно проделать огромную работу и потратить много денег. Волонтеры не соберутся сами!

Все начинается с работы сайта и рекламы по привлечению людей. Потом идет собеседование, встречи с психологами, хождения по поликлиникам, обучение, стажировки и, наконец, первый самостоятельный визит к ребенку.

А группу волонтеров должен курировать опытный человек, знающий больницу, персонал, детские дома. Он должен разбираться в диагнозах и особенностях детей и понимать, какому волонтеру рекомендовать или не рекомендовать конкретные случаи.

Волонтеры нуждаются в сопровождении и помощи. Они выгорают. Приходится постоянно искать и готовить новых. За год может смениться больше половины основного волонтерского состава!

И вот, давайте грубо прикинем. Чтобы обеспечить ребенка волонтерами на две недели в больнице, нужен, как минимум, месяц работы редактора сайта, рекрутера, психолога. Все они обеспечивают приход проверенных и подготовленных людей. Потребуется и две недели работы координатора волонтеров. Даже если мы возьмем средние зарплаты на полставки, то получим сумму затрат, превышающую 100 тысяч. И это без учета оплаты труда бухгалтерии, руководства и т.д.

И весь этот труд и затраты ложатся на плечи некоммерческой организации, годовой бюджет которой в сотни раз меньше (!) бюджета детского дома или больницы. В этом контексте мне трудно отделаться от удивления, когда крупные городские больницы с миллиардными (!) бюджетами и своими внебюджетными деньгами не стесняются просить у совсем небогатых общественников памперсы, пеленки и другие расходные материалы для сирот.

 «У нас есть запрос на адресную помощь - ребенку после операции по устранению расщелины неба необходимы носовые вкладыши. Ребенок, скорее всего, поедет в детдом. Он у нас с рождения».

«Срочный запрос! Отвести новорожденного с нашей медсестрой домой и вернуть медсестру с оборудованием назад в больницу. Кто сможет помочь?»

Можно ли без волонтеров?

На самом деле, детей без родителей в больницах в каждом регионе не так много. И нет ничего сложного, чтобы при местном министерстве (департаменте или комитете по социальной защите) появился подрядчик с подготовленными нянями. В сумме это будет не так дорого. Стоимость двухнедельного ухода за ребенком в больнице, если нанимать няню по рыночным ценам, в регионах не превысит 40.000 рублей. Это существенно ниже того, во что обходится стоимость организации волонтерского труда.

Волонтеры прекрасно организуют досуг в детских больницах. Фото: архив
Волонтеры прекрасно организуют досуг в детских больницах. Фото: архив "Даниловцев"

Но можно ли полностью отказаться от волонтеров в больницах? Нет. Как правило, люди, у которых работа поставлена на поток, - они просто делают свою работу. И тогда появляется своего рода формализация отношений. Мы нередко слышим от сотрудников госучреждений: "Вас много, а я одна", "Мои функции в том-то и том-то, а остальное - не мое" и т.п. В этом случае уход за больным ребенком будет, но за скобками остаются человеческое отношение и общение. А мы знаем, насколько они важны, особенно для малышей и для детей с инвалидностью. Это как раз та сфера, где лучше волонтеров никого нет, потому что они приходят добровольно и непосредственно ради конкретного ребенка. 

Поэтому вполне возможна и будет очень полезной смешанная схема ухода за детьми-сиротами в больницах. Если во исполнение закона (того самого постановления Правительства №760) основную функцию ухода возьмут на себя сотрудники госучреждений (ну или, как я предлагаю, нанятые няни), то волонтеры будут очень уместны в своей сфере, предлагая общение и досуг. В этом случае волонтеров нужно существенно меньше, и их функционал не будет столь психологически и эмоционально обременительным. Да и риски будут существенно ниже. Ну и самое главное: с такой схемой ни один ребенок-сирота не останется в больнице без ухода.