Идея поговорить с ребятами из инклюзивной деревни «Светлана» исключительно о лебедях возникла из коротенького видео о том, как лебедь садится на воду. Оказалось, что сначала он перебирает лапками, тормозит ими, а потом выставляет вперед и так приводняется.

— Мне это показалось очень похожим на водные лыжи, — говорит координатор группы волонтеров Ирина Корсак, — и я захотела, чтобы ребята в этом убедились. Поэтому я обратила их внимание на то, как лебедь ставит лапы, а потом показала видео, на котором человек на водных лыжах рассекает воду. У подопечных это вызвало живой интерес.

Но раз лебеди так красиво приземляются, мне было интересно узнать, как же они взлетают! И я нашла видео, в котором лебеди взлетают. Это была замедленная съёмка, и там было хорошо видно, как лебедь лапами набирает разбег и отталкивается от воды, как от земли, благодаря своим широким перепонкам. Видео было очень красивое, и ребята делились впечатлениями друг с другом во время просмотра.

Затем мы заговорили о том, что лебеди — очень красивые птицы, и я предложила просто ими полюбоваться. Я показала презентацию с фотографиями, и во время демонстрации было слышно, как ребята замирали, вдохновлённые и восторженные. А подопечная Ульяна сказала, что в Летнем саду есть лебеди-стражники. Их так называют, потому что они живут там очень долго.  

После этого мы посмотрели видео с танцем лебедей. Удивительно нежные и симметричные движения пары птиц были наложены на музыку, и ребятам это очень понравилось. Ну и как было не вспомнить балет «Лебединое озеро» и танец маленьких лебедей? Но как только я это произнесла, Ульяна начала напевать, а Наташа пустилась в пляс. Она вальсировала, потому что ребята из Деревни сказали ей, что это вальс. Но я добавила, что да, очень красиво она танцует, но танец маленьких лебедей немножко динамичный, мы сейчас его посмотрим. Ребята начали говорить, что «они там ножками, ножками», а я включила этот фрагмент балета.

 А дальше мы перешла к Царевне-лебеди, и тут ребята сразу подхватили: «Пушкин!», и я очень обрадовалась тому, что они это знают. Говорю, да, совершенно верно, Александр Сергеевич Пушкин, сказка о царе Салтане. Там есть Царевна-лебедь, она — одна из главных героинь.

И тут они начали обсуждать сказку, и в частности, что князь Гвидон превращался в муху и комара. Я говорю: «Да, я как раз хотела вас познакомить с сюжетом сказки по картинкам, но, возможно, вы сами её расскажете». Так и получилось. Как только я показала первую картинку, Ульяна начала наизусть читать начало. Я сказала: «Три девицы под окном», а она тут же продолжила: «Пряли поздно вечерком» и дальше по сюжету. Я продолжила прозой про бочку, Ульяна опять подхватила поэзией: «Ты волна моя, волна, ты гульлива и вольна…». Так что, сказку рассказывала Ульяна, а я демонстрировала иллюстрации. И там, где она останавливалась, я дальше читала, и она то, что вспоминала, подхватывала. А потом я предложила посмотреть фрагмент из мультфильма «Сказка о царе Салтане», как раз тот фрагмент, когда Царевна–лебедь превращается в человека. 

После окончания сказки я рассказала ребятам, что образ Царевны-лебеди воплощался по-разному, и предложила им для просмотра слайд, на котором были Царевны из мультфильма, фильма-сказки и с картины Врубеля. На картине Врубеля мы остановились подробнее. Я увеличила изображение так, что ребята четко увидели глаза Царевны, её корону и волосы. Егор обратил внимание, что на картине волосы у Царевны черные, а не каштановые, как в мультике и фильме. Я рассказала, что эта картина Врубеля считается шедевром, по ней учатся писать живописцы, стараясь так же, как Врубель, передать блики и оттенки белого цвета. Кроме того, художник написал эту картину, работая над костюмами к опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», в которой Царевну должна была играть его жена. То есть он не просто писал картину, а придумывал образ для жены.

Я предложила послушать музыку из этой оперы, и ребята начали петь, как в опере, имитировали оперное пение. И потом мы посмотрели видео, в котором фрагменты мультфильма были наложены на музыку Римского-Корсакова. Эти фрагменты были объединены названием «Три чуда», потому что отражали все три чуда, которые князь Гвидон заполучил на свой остров, чтобы отец, наконец-то, приехал к ним с царицей.

Вот такая удивительная встреча получилась у нас: от приземляющегося лебедя через великую поэзию Пушкина к великой музыке Римского-Корсакова. И, самое главное, всё это нашло живой положительный отклик у ребят-подопечных!

-

Стать волонтером в этой группе можно здесь, на сайте «Даниловцев».

Фото на обложке — из архива «Даниловцев».

-

Проект «Всегда рядом — социальные онлайн-волонтёры в региональных социальных стационарных учреждениях для детей и взрослых» реализуется в 2025 году при поддержке Фонда президентских грантов.